Прародиной современных домашних лошадей по анализу ДНК назвали степи Причерноморья

Расшифровка 273 геномов древних лошадей Евразии показала, что прародина современных домашних животных находится в причерноморских степях, откуда они начали распространяться в другие регионы в конце III-II тысячелетий. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Nature. Информацией об этом делится пресс-служба Российского научного фонда.

“Исследование доказало, что лошадь в современном виде впервые появилась около 2,2 тысячи лет до нашей эры в Волго-Донском регионе России, а затем за несколько веков “завоевала” Азию и Европу”, — рассказывают специалисты.

Сообщается, что приручение лошадей существенно изменило жизнь древних людей: с их помощью они смогли лучше передвигаться, вести хозяйство и завоевывать новые земли. Но ученых интересовало, когда и где появились современные лошади и почему они вытеснили другие породы.

В новом исследовании международной группой ученых расшифрованы геномы 273 животных, живших в Евразии между 50 000 и 200 годами до нашей эры, которые затем сравнили с ДНК современных копытных.

Было установлено, что в Евразии существовали различные породы лошадей, но примерно между 2 000 и 2 200 годами до нашей эры все изменилось из-за того, что в Понто-Каспийской степи, простирающейся от Черного моря до Урала (скорее всего, в Волго-Донском регионе современной России), появился вид домашней лошади. Он затем распространился по всей Евразии и вытеснил все остальные.

Владимир Питулько, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН, отмечает, что популярность этих лошадей, давших начало современному виду, объясняется не скотоводством, а верховой ездой. Люди путешествовали на них, занимались спортом для развлечения элиты бронзового века. На это указывают археологические находки. В результате лошади стали ценным товаром, символом богатства и статуса, поэтому их начали активно разводить.

“Кроме того, использование лошадей способствовало распространению информации и технологий. Загадка происхождения современных лошадей кажется разгаданной, но влечет за собой необходимость переосмысления процессов расселения человека и распространения евразийских культур. В целом результаты исследования имеют большое значение для дальнейшего понимания механизмов биологической эволюции, результатом которой является, в том числе, появление одомашненных форм диких животных, полезных для человека”, — делится ученый.