Британскими учеными из Университетского колледжа Лондона и японскими специалистами из Университета Киото и природного заповедника Такасакияма проанализировано поведение 409 матерей-приматов, переживающих потерю своего ребенка. Выяснилось, что они очень чувствительны к смерти детёнышей, поэтому не могут пережить потерю на протяжении нескольких месяцев.
Данное исследование, по мнению специалистов, показывает не только отношение приматов к смерти, но и важность материнства среди многих животных.
Известно, что у 80% видов, поведение которых было рассмотрено в ходе проведения исследования, была отмечена характерная особенность, говорящая о том, что мать не может долго смириться с потерей, поэтому носит труп ребенка с собой.
По мнению специалистов, это может свидетельствовать о том, что обезьяны способны осознавать факт смерти сородичей.
Сообщается, что похожее поведение у некоторых видов обезьян наблюдали и раньше, но его количественный анализ был немногочисленным и неубедительным, поэтому учёные давно спорят, способны ли обезьяны осознавать факт смерти родственников.
В новом исследовании учёными была составлена база данных на основе 409 опубликованных случаев (всего 129 публикаций) такого поведения 50 различных видов приматов.
Установлено, что подобное поведение характерно для человекообразных обезьян и обезьян Старого Света, хотя некоторые виды других приматов тоже демонстрировали такое поведение. Кроме того, исследователи отметили, что на эту привычку влияет возраст матери на момент смерти детеныша: молодые матери чаще носили тела умерших детёнышей с собой, чем более пожилые особи.
Специалистами также отмечается, что трупы детенышей, погибших в результате несчастного случая или какого-либо насилия, носились реже, чем тех, кто умирал по другим причинам. Дольше носили и тех, кто скончался в более юном возрасте.
Исследователи считают, что чем младше детёныш, тем больше к нему привязана мать.
«Танатологическое поведение, которое мы наблюдаем у нечеловеческих приматов сегодня, возможно, присутствовало и у ранних человеческих видов — и они, возможно, трансформировались в различные ритуалы и практики во время эволюции человека. Однако нам нужно больше данных, чтобы понять, насколько горе животного можно сопоставлять с человеческим», – рассказывает исследователь Элиза Фернандес-Фуэйо.
Подробнее о проведённом исследовании можно прочитать в журнале Proceedings of the Royal Society B.