Прямые траектории миграций мертвых голов указывают на существование внутреннего компаса

Журнал Science публикует материал об исследовании, проведенном энтомологами из Института поведения животных Общества Макса Планка, которые впервые проследили за миграцией бабочек-мертвоголовок (Acherontia). Это довольно крупные ночные бабочки, которые отличаются специфическим рисунком на груди, напоминающим человеческий череп. Из-за этого они стали одним из популярных мрачных символов в искусстве.

Для биологов эти насекомые представляют интерес в связи с тем, что, несмотря на свои размеры, эти насекомые способны к чрезвычайно длительным миграциям, на расстояния в тысячи километров, причем эти миграции являются самыми масштабными в животном мире, так как включают в себя триллионы особей.

Было установлено, что они передвигаются вполне целенаправленно, уверенно и быстро. Исследователи взяли гусениц Acherontia, подождали в лаборатории, пока они превратятся во взрослых особей, прикрепили к каждой миниатюрный радиомаяк и выпустили их в дикую природу. Каждое устройство весило всего 0,2 г. Радиомаяк был довольно слабым, поэтому ученым пришлось следовать за бабочками на небольшом самолете.

Поскольку задача была довольно сложной, удалось подготовить и выпустить таким образом только 14 бражников, а проследить в полете только семь на расстоянии от 60 до более 80 километров. Однако даже эти данные показали удивительную способность этих крошечных животных ориентироваться в пространстве и быстро мигрировать.  М

Максимальная скорость их полета, которая была зафиксирована, достигала более 50 км/ч. Но самое главное, что бабочки не метались из стороны в сторону, а, наоборот, сохраняли четкое направление, независимо от порывов ветра и меняющегося ландшафта внизу. Биологи убеждены, что это говорит о наличии у мертвых голов какого-то навигационного механизма, возможно, использующего магнитное поле Земли, как у птиц и пчел.

“Долгие годы считалось, что миграции насекомых – это что-то вроде свободного переноса ветром. Но мы показали, что они обладают отличной способностью к навигации, наравне с птицами, и почти не отклоняются ветром, как считалось ранее”, — говорят исследователи.