Противовоспалительные эффекты омега-3 жирных кислот могут помочь уменьшить депрессию

Известно, что омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), эйкозапентаеновая кислота (ЭПК) и докозагексаеновая кислота (ДГК) содержатся в жирной рыбе.

Сообщается, что исследователи из Национального института медицинских исследований (NIHR) Центра биомедицинских исследований Модсли оценили влияние высоких доз ЭПК и ДГК на выращенные в лаборатории нейроны, а затем на пациентов, чтобы выяснить, как они уменьшают воспаление и депрессию.

Этот новый подход позволил ученым выявить важный молекулярный механизм, который может помочь в разработке потенциальных новых методов лечения с использованием омега-3 жирных кислот для пациентов с депрессией.

Ведущий автор доктор Алессандра Борсини, старший постдокторский нейробиолог NIHR Maudsley BRC в Королевском колледже Лондона, рассказывает: “Используя комбинацию лабораторных и клинических исследований, мы получили новое понимание того, как омега-3 жирные кислоты вызывают противовоспалительные эффекты, которые улучшают депрессию. В течение некоторого времени мы знали, что омега-3 ПНЖК может вызывать антидепрессантные и противовоспалительные эффекты, но без дальнейшего понимания того, как это происходит в человеческом мозге, было трудно разработать методы лечения. Наше исследование помогло пролить свет на молекулярные механизмы, участвующие в этой взаимосвязи, которые могут послужить основой для разработки потенциальных новых методов лечения депрессии с использованием омега-3 ПНЖК.”

Исследование показало, что обработка клеток гиппокампа человека ЭПК или ДГК до воздействия химических мессенджеров, участвующих в воспалении, называемых цитокинами, предотвращает повышенную гибель клеток и снижает нейрогенез. Оба эти воздействия ранее наблюдались в клетках, подвергшихся воздействию только цитокинов. Дальнейшие исследования подтвердили, что эти эффекты были опосредованы образованием нескольких ключевых липидных медиаторов, продуцируемых ЭПК и ДГК.

В исследовании приняли участие двадцать два пациента с тяжелой депрессией, которым ежедневно в течение двенадцати недель давали либо 3 грамма ЭПК, либо 1,4 грамма ДГК. Липидные метаболиты ЭПК и ДГК были измерены в их крови до и после лечения омега-3 ПНЖК, а также проводилась оценка их депрессивных симптомов. В обеих группах пациентов лечение ЭПК или ДГК было связано с увеличением их соответствующих метаболитов и значительным улучшением депрессивных симптомов – среднее снижение баллов симптомов составило 64% и 71% в группах ЭПК и ДГК соответственно. Кроме того, более высокие уровни тех же метаболитов, выявленные в экспериментах in vitro, коррелировали с более низкими уровнями депрессивных симптомов.

Уровни ЭПК и ДГК, используемые в этом исследовании, являются концентрациями, которые, скорее всего, не могут быть достигнуты при диетическом потреблении жирной рыбы, богатого источника омега-3 ПНЖК, а требуют терапевтических добавок.

Установлено, что биоактивные липидные медиаторы, продуцируемые расщеплением ЭПК и ДГК в организме, могут быть нацелены в качестве механизма уменьшения депрессии и воспаления, но для того, чтобы этот подход был успешным, необходимо обеспечить их длительное действие. Предыдущие исследования показали, что ключевой фермент в метаболизме омега-3 жирных кислот может быть подходящим вариантом для повторного использования лекарств и может быть использован для других связанных с воспалением расстройств мозга, включая депрессию, где, по крайней мере, подгруппа пациентов часто имеет хронический уровень воспаления.

Следует отметить, что исследование было проведено в сотрудничестве между учёными из Лондонского Королевского колледжа, Манчестерского университета и Китайского медицинского университета.

Статья опубликована в журнале Molecular Psychiatry.