Сейчас в школах и университетах начинается горячая пора экзаменов, и это время большого нервного напряжения не только для учеников, но и для их родителей. Поэтому так важно знать, как мотивировать своих детей для достижения наилучших результатов, пишет Naked Scaence. Доктор Ричард Ремедиос из Школы социальных наук Университета Ноттингем Трент (Великобритания) вместе с коллегами провел исследование, которое позволило ответить на вопрос, как воспринимают мотивационные фразы студенты, готовящиеся к выпускным экзаменам в Англии. В ходе исследования изучалось, какие типы мотивационных сообщений студенты получают от своих родителей, а в предыдущих исследованиях изучались аналогичные сообщения от учителей.
Результаты опросов показали, что эффективность сообщения зависит не от того, что это за сообщение, а от того, как оно воспринимается. Как говорится, красота – в глазах смотрящего, а мотивация – в ушах слушающего.
Учителя обычно говорят следующую мотивационную фразу: “Если вы не будете усердно работать, вы не сдадите экзамены и не поступите в университет”. Этот тип сообщения заставляет сосредоточиться на негативном и провоцирует страх. Было установлено, что этот тип мотивационной фразы по-разному воздействует на разных студентов. Те, кто уверен в себе, могут быть мотивированы ею, поскольку воспримут ее как вызов, но у тех, кто менее уверен в себе, уровень тревожности повысится. С другой стороны, фраза “Сдача экзаменов – это не конец света” оказала положительное влияние на уровень уверенности.
На вопрос о том не вызывает ли у вас постоянное напоминание о предстоящих экзаменах желание бросить подготовку, уверенные учащиеся говорили, что нет, а вот неуверенные соглашались. Следовательно, постоянные напоминания о предстоящих экзаменах приносят вред, а не пользу неуверенному в себе студенту.
Исследователи говорят, что в исследовании они сосредоточились не на содержании фраз, а на том, какое влияние они оказывают на разных студентов. Специалисты пришли к выводу, что максимального эффекта можно добиться, если снизить уровень тревожности. Этого эффекта можно достичь, если фразы, которые они слышат, в большей степени основаны на идее, что все будет хорошо. Между тем, напоминания о плохих последствиях не мотивируют, а вызывают тревогу и беспокойство.
Как подчеркивают авторы работы, к счастью, родители обычно хорошо осведомлены об уровне уверенности своих детей. Исследователи советуют использовать это понимание, чтобы помочь, а не навредить своему ребенку.