Учёные Северной Каролины предложили наноловушку для блокировки коронавируса SARS-CoV-2

Американские учёные из Университета Северной Каролины разработали новый способ борьбы с коронавирусом, который прошёл успешную апробацию на приматах.

Сообщается, что наноловушки, созданные из сфероидных клеток легких (LSC) человека, могут нейтрализовать SARS-CoV-2 и вывести из организма. Благодаря этому уменьшается повреждение тканей.

Известно, что в коронавирусе существует S-белок (белок-«шип»), связывающийся с рецептором АСЕ2 на поверхности клеток. Именно он обеспечивает проникновение вируса в организм. АСЕ2 также экспрессируется сфероидными клетками легких человека, которые представляют собой смесь эпителиальных стволовых клеток легких и мезенхимальных клеток.

Учёные определили, что LSC можно использовать в качестве «ловушек» или ложных мишеней, захватывающих вирус, не дающих инфекции распространиться по организму.

Отдельные LSC были объединены в нанопузырьки, состоящие из клеточной мембраны с находящимися на ее поверхности рецепторами АСЕ2 и другими мембранными белками. Исследователи сначала подтвердили, что коронавирусный S-белок действительно мог связываться с рецепторами ACE2, а потом разработали вирусы, имитирующие SARS-CoV-2, для проверки эффективности наноловушек на моделях мышей. В результате наночастицы, попавшие в организм ингаляционным способом, оставались в легких в течение семидесяти двух часов и ускоряли выведение вируса.

Данная ингаляционная терапия была успешно протестирована и на макаках. Установлено, что технология не только выводит вирус из организма, но и снижает воспаление и образование фиброзных тканей в легких.

По мнению специалистов, предложенный ими метод терапии обладает сразу целым рядом преимуществ. К примеру, “наноловушки” доставляются в организм посредством ингаляции – то есть, неинвазивным путем. Кроме того, срок хранения приманок достаточно длителен, и это предполагает возможность их использования в ходе других клинических испытаний.

“Сконцентрировавшись на защите организма, а не на самом вирусе, он продолжает мутировать, мы получили возможность разработать терапию, которая будет эффективна долгое время”, – резюмировали ученые.

Также профессионалы сообщают, что необходимы дополнительные исследования, прежде чем начнётся терапия на людях. Например, необходимо определить, как наноловушки выводятся из организма.

Подробнее об этом можно прочитать в журнале Nature Nanotechnology.