РNAS: бессмертные медузы вида Turritopsis dohrnii помогут в борьбе со стареним

Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) публикует материал, описывающий результаты исследования биологов из Университета Овьедо (Испания), которые сравнили геномы двух похожих видов медуз и нашли генетические последовательности, отвечающие за их долголетие. Новые открытия могут расширить наше понимание механизмов старения человека.

РNAS: бессмертные медузы вида Turritopsis dohrnii помогут в борьбе со стареним

Жизнь медузы начинается с дрейфующих в океане личинок, которые затем прикрепляются к морскому дну и превращаются в похожие на ростки полипы. Затем они клонируют себя, образуя огромные колонии свободно плавающих медуз. На этом этапе большинство медуз заканчивают свою жизнь, но есть бессмертные медузы (Turritopsis dohrnii), которые могут обратить свой биологический цикл вспять.

Они способны превращать свои тела в аморфные цисты, которые прикрепляются к морскому дну и снова становятся полипами. Бесконечное повторение биологического цикла позволяет им оставаться бессмертными. Специалисты решили изучить, как бессмертные медузы борются со старением на генетическом уровне.  Они секвенировали геном Turritopsis dohrnii и сравнили полученные данные с результатами секвенирования генома смертной малиновой медузы (Turritopsis rubra).

Оказалось, что в организме бессмертной медузы содержится в два раза больше копий генов, которые отвечают за восстановление и защиту ДНК. Эти копии связаны с производством защитных и восстанавливающих белков. У этих медуз также имеются уникальные мутации, которые замедляют процесс деления клеток и предотвращают разрушение теломер.

Новые данные, полученные в ходе исследования, помогут геронтологам в изучении механизмов старения и поиске способов его замедления.