Самки колибри, чтобы избежать домогательств, выглядят так же броско, как и самцы

Наблюдая за белошеими якобинскими колибри в Панаме, исследователи обнаружили, что более четверти самок имеют такие же яркие перья, как и самцы, что помогает им избегать агрессивного поведения самцов. Исследование опубликовано в журнале Current Biology.

Известно, что самцы якобинских колибри с белой шеей имеют яркие и кричащие окрасы. У них переливающиеся голубые головы, ярко-белые хвосты и белые брюшки. А самки, как правило, более тусклые: с приглушенными зелеными, серыми или черными перьями, которые позволяют им сливаться с окружающей средой.

Обнаружено, что около 20% взрослых самок имеют эффектные цвета, как и самцы.

Будучи подростками, все самки имеют эффектные цвета, но 20% самок с возрастом не меняют цвет на приглушенный. Неясно, является ли это явление генетическим или возникает из-за факторов окружающей среды. Однако исследователи обнаружили, что это, вероятно, результат того, что самки колибри пытаются избежать преследований, в том числе пагубной агрессии во время спаривания или кормления.

Чтобы узнать, почему некоторые самки колибри сохранили свои эффектные цвета, исследователи создали сценарий с чучелами колибри на кормушках и наблюдали, как настоящие колибри взаимодействовали с ними. Они обнаружили, что самцы преследовали в основном самок приглушенного окраса, что говорит в пользу гипотезы о том, что эффектные цвета вызваны социальным отбором.

Кроме того, у большинства самок были яркие цвета в период их юности, а не в репродуктивный период. Это означает, что единственный раз, когда у них были яркие цвета, был именно в тот период, когда они не искали себе пару. В сочетании с другими результатами исследования это указывает на то, что причиной этого явления является не половой отбор.

В будущих исследованиях учёные надеются использовать результаты различий между самками якобинцев с белой шеей, чтобы понять, как могут развиваться различия между самцами и самками у других видов.