NE&E: На территории Болгарии и Чехии найдена самая древняя ДНК человека

Учёные сделали вывод, что современные популяции человека не находятся в прямом родстве с самыми древними европейскими Homo sapiens. Это позволили определить исследования геномов древних людей, проведённых на основе находок в Европе, Болгарии и пещере Злата Кун в Чехии.

NE&E: На территории Болгарии и Чехии найдена самая древняя ДНК человека

Известно, что ранние Homo sapiens, покинув Африку примерно пятьдесят тысяч лет назад, скрещивались с неандертальцами где-то на Ближнем Востоке.  Поэтому все современные люди, кроме африканцев, имеют в своем геноме от двух до трёх процентов ДНК неандертальцев. А так как со временем эти сегменты становятся все короче, их длину ученые используют для оценки возраста антропологических находок.

Ученые оценили степень генетического сходства между пробами доисторических индивидов. У трех групп были найдены схожие азиатские черты. Установлено, что они не были прямыми предками современных европейцев.

А ископаемый череп из Златы Кун позволил ученым получить самый древний реконструированный геном современного человека за пределами Африки. Антропологическое исследование, основанное на форме черепа, показало его сходство с людьми, которые жили в Европе до последнего ледникового максимума как минимум 30 тысяч лет назад, но проведённое ранее радиоуглеродное датирование определяло более молодой возраст.

То есть череп представляет популяцию, сформировавшуюся, когда предки современных европейцев и азиатов разделились. Жил этот человек примерно на две тысячи лет позже произошедшего смешения.

Генетический анализ древнейших европейских Homo sapiens показал, что их нельзя считать прямыми предками современных европейцев.

Учёные считают, что, скорее всего, их род прервался около сорока тысяч лет назад. Это могло быть связано с мощным вулканическим извержением к северо-западу от Неаполя. Оно произошло тридцать девять тысяч лет назад и вызвало сильнейшее похолодание, которое осложнило жизнь неандертальцев и Homo sapiens в Европе.

Подробнее об этом можно прочитать в журнале Nature Ecology & Evolution.