Самые распространенные водные блохи рода Bosminopsis оказались ровесниками динозавров

Российские биологи в сотрудничестве с американскими специалистами изучили последовательность нескольких генов водяных блох рода Bosminopsis и реконструировали их эволюционную историю.

Реконструкция показала, что существующие в современном мире беспозвоночные сформировались еще в мезозойской эре, более миллиона лет назад.

Алексей Котов, главный научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН рассказывает: “В целом водяные блохи имеют палеозойское происхождение, они гораздо старше, чем, например, млекопитающие и даже динозавры. При этом их основные генетические группы разделились в меловом периоде, то есть они уже существовали во времена гигантских рептилий, но при этом эти рачки не вымерли к настоящему времени”.

Известно, что водные блохи – один из самых многочисленных надотрядов беспозвоночных на планете. Они обитают практически на всех континентах Земли и могут жить в самых разных экосистемах. Существует более восьмисот видов этих ракообразных, имеющих важное значение в очистке водной среды. А ещё они являются источником питания промысловой рыбы.

Для получения точных сведений об этих членистоногих, профессионалы организовали сбор особей водных блох видов Bosminopsis deitersi и Bosminopsis zernowi в Евразии и Северной Америки. Расшифровав их геномы и сопоставив наборы мелких мутаций в их ДНК, выяснили, как разные группы рачков изменились после разделения.

Узнав таким образом скорость эволюции водных блох, специалисты установили время появления разных видов рачков из рода Bosminopsis. Получилось, что эти ракообразные возникли более ста миллионов лет назад, еще в эпоху динозавров, и с тех пор они практически не изменились.

Учёные были удивлены, обнаружив и в России, и на территории Северной Евразии один и тот же вид блох, Bosminopsis zernowi, несмотря на огромные различия в климатических условиях и в устройстве локальных экосистем, а также долгую историю существования этого рода беспозвоночных.

По сообщению ТАСС.

Подробнее об этом можно прочитать в журнале PeerJ.