Science Advances: дефицит железа может серьезно снизить иммунитет

В журнале Science Advances опубликована статья, описывающая исследование, проведенное учеными из Немецкого центра исследования рака, которые обнаружили, что дефицит железа в крови может привести к резкому снижению важных клеток иммунной системы – белых кровяных телец.

Science Advances: дефицит железа может серьезно снизить иммунитет

Ученые провели эксперимент, в котором заблокировали два белка IRP-1 и IRP-2, контролирующие содержание железа в клетках. Как и ожидалось, у животных развилась тяжелая анемия: из-за недостатка железа уменьшилось количество гемоглобина и размер эритроцитов. Но неожиданностью для специалистов стало резкое снижение количества лейкоцитов, в основном нейтрофилов.

Эти иммунные клетки составляют до двух третей белых кровяных телец человека и являются важным компонентом врожденной иммунной системы. Выяснилось, что это снижение вызвано не гибелью нейтрофилов, а остановкой их созревания в костном мозге. Специалисты предположили, что это вызвано недостатком железа. На другие типы белых кровяных клеток, такие как моноциты, дефицит железа не повлиял.

Ученые также предположили, что дефицит железа может влиять на иммунную защиту против бактериальных патогенов. В то же время известно, что дефицит железа является одной из защитных стратегий организма при бактериальных инфекциях: многие патогены зависят от железа. Чтобы замедлить их размножение, организм накапливает ионы  металла в определенных клетках, которые служат камерой хранения, затрудняя патогенам доступ к этому ценному ресурсу.

Не только инфекции, но и воспаления часто приводят к дефициту железа и, следовательно, к анемии. Именно поэтому онкологические больные, чье состояние связано с воспалением, часто страдают от анемии, что серьезно ухудшает качество их жизни. Ученые планируют продолжить исследования, чтобы выяснить, влияет ли дефицит железа при хроническом воспалении на иммунитет.