Science Advances: неандертальцы оказались причиной кишечных и сосудистых заболеваний

Ученые из Германии и Швеции обнаружили, что риск развития сосудистых заболеваний и воспалительных заболеваний кишечника в результате окислительного стресса повышается у людей с неандертальским вариантом белка глутатионредуктазы. Результаты исследования были опубликованы в журнале Science Advances.

Специалисты из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия) и Каролинского института (Швеция) изучили, как изменился этот белок с тех пор, как линия Homo sapiens отделилась от линии неандертальцев. В целом, у человека существует около сотни таких белков, которые претерпели изменения со времен неандертальцев. У большинства современных людей в этом ферменте имеется аминокислотная замена (S23G), в отличие от неандертальцев и приматов.

Ученым удалось установить, что именно неандертальский белок создает некоторые активные кислородные радикалы, которые вызывают окислительный стресс у современных людей.

Специалисты считают, что этот белок перешел к современным людям около 60 000 лет назад, когда наши предки смешались с ними. Сейчас эти белки обнаруживаются в основном у людей, живущих в Пакистане, Индии, Бангладеш и некоторых других странах. По оценкам экспертов, от 1 до 2% населения несут его в своем организме.

Беда в том, что у таких людей в несколько раз выше риск развития сосудистых заболеваний и воспалительных заболеваний кишечника.