Science Advances: Обнаруженный ген Wnt5a позволяет белкам и мышам летать

Стало известно, что летучие мыши являются не единственными млекопитающими, которые могут летать. Оказывается, есть десятки родов вымерших и существующих видов, освоивших планирующий полёт, пишет Science Advances.

Во множестве веток млекопитающих появились летуны-планеристы – сумчатые, грызуны, шерстокрылы и даже приматы. Они регулировали свои прыжки при помощи кожной перепонки, или патагиума, растянутого между конечностями. Это указывает на то, что генетическая основа для развития такой перепонки есть у многих видов нелетающих млекопитающих.

Американские, австралийские и нидерландские учёные провели анализ развития патагиума у модельного вида — сахарной сумчатой летяги. Они изучили активность генов, которая провоцирует этот процесс.

Ключевым «виновником» начала изменений кожи между лапками зверька стал ген Wnt5a, который есть в геноме всех млекопитающих, в том числе человека. При этом у планирующих млекопитающих есть несколько копий этого гена.

Эксперименты с применением культивируемых тканей кожи и генетически модифицированных лабораторных мышей дали понять, что добавление копий гена Wnt5a приводит к таким же изменениям кожи, как у развивающихся сумчатых летяг.

Стоит отметить, что схожие паттерны активности этого гена зафиксированы у эмбрионов летучих мышей. Это доказывает наличие этого гена у общего предка сумчатых и плацентарных млекопитающих, жившего более 160 млн лет назад.

Изначально гены WNT не имели ничего общего с полётом. Но, являясь унаследованными от общего предка, они запустили процесс формирования летательной перепонки у многих видов.