Science Advances: у бактерий, найденных в пустыне Гоби, обнаружена уникальная система фотосинтеза

Science Advances сообщает об открытии учеными из Института микробиологии Чешской академии наук бактерии с уникальной способностью к фотосинтезу. Она имеет молекулярную структуру, которая не встречается ни у одного другого вида на Земле.

Бактерия, получившая название Gemmatimonas phototrophica, обитает в пустыне Гоби. Исследование ее генотипа показало, что когда-то она получила весь набор генов, связанных с фотосинтезом, от древней протеобактерии. Это удивительно, потому что протеобактерия была совершенно другим видом микроорганизмов.

“Это демонстрирует эффективность горизонтального переноса генов у бактерий, когда совершенно другой тип организмов приобрел способность питаться солнечным светом”, — говорят авторы работы.

Фотосинтетический комплекс этой бактерии включает два кольца, внешнее и внутреннее, и имеет гораздо большие размеры, чем у известных ученым бактерий. Кольца улавливают солнечный свет и направляют его вниз к реакционному центру, где расположены хромофоры. По аналогии с хлорофиллом растений, именно здесь происходит фотосинтез.

Реакционный центр G. phototrophica имеет такие же хромофоры, как и у питающихся солнечным светом фиолетовых бактерий. Но он отличается от других известных реакционных центров уникальным расположением стабилизирующих молекул. Создание такой структуры для фотосинтеза требует больше энергии, но она более надежна. Это является эволюционным преимуществом бактерий.

Секреты фотосинтеза у этих бактерий могут послужить основой для развития синтетической биологии на солнечных батареях.