Science Advances: учёные называют причины снижения кислорода в атмосфере за последний 1миллион лет

Анализ пузырьков воздуха из полярных льдов показал, что за последние восемьсот тысяч лет количество кислорода в атмосфере уменьшилось на 0,2%. Главным виновником этого явления ученые назвали более холодный климат. Материалы исследования ученых из Университета Райса (США) опубликованы в журнале Science Advances.

“Мы знаем, что уровень кислорода в атмосфере начал немного снижаться в позднем плейстоцене, и, похоже, ледники имеют к этому какое-то отношение”, — сказал ведущий автор исследования из Университета Райса (США) Южен Ян.

Ученые считают, что ледниковые циклы начались около трех миллионов лет назад. В то время полярные шапки росли, временами занимая почти треть планеты, затем сокращались примерно до нынешних границ. Каждый из этих периодов длился около сорока тысяч лет, в это время уровень кислорода в атмосфере начал снижаться. Позже циклы стали повторяться через сто тысяч лет.

В последние несколько тысяч лет человек и вся биосфера не могли так негативно влиять на атмосферу, потому что в то время в природе существовал баланс.

Ученые считают, что причина в том, что в более холодной воде газы, и в частности кислород, лучше растворяются. Однако гипотезе все еще не хватает доказательств, поскольку нет информации о том, как менялась температура океана за последний миллион лет.

Еще одна теория, которой придерживаются ученые, — выветривание. При этом обнажаются породы, содержащие железо. Когда эти породы находятся под водой, процесс окисления идет медленно, но, когда они оказываются на поверхности, процесс ускоряется.

Ян добавил, что теоретически это “может объяснить масштаб наблюдаемого уровня падения” главного газа на Земле.