Science Advances: впервые удалось исследовать механизм влияния на боль стимуляцией точек на теле

Группа ученых из Института исследований мозга Макговерна Массачусетского технологического института провели изучение механизма массажной стимуляции конкретных точек на теле, влияющих на болевые ощущения. Об этом пишет Lentа.ru, ссылаясь на опубликованные в журнале Science Advances результаты исследования.

Давно известным является факт, что при нажатии на виски при головной боли или трении болезненного участка после удара локтя несколько снижаются неприятные ощущения. Считается, что данный эффект вызван тем, что восприимчивые к болевым ощущениям клетки в мозге приходят в состояние спокойствия при получении сенсорных сигналов. В недавнем исследовании ученые впервые смогли отследить сам процесс передачи информации нейронным клеткам.

Авторы, проводя исследование на животных, акцентировали свое внимание не на обычных прикосновениях, а на незначительных вибрациях, которые создаются за счет движения усов подопытных. Данный процесс вызывает активизацию сенсорных рецепторов на морде и передает сигналы в мозг в виде вибротактильных импульсов. Что касается человеческого мозга, то он получает подобную информацию при прикосновениях, к примеру, когда человек сжимает ладонь, пораженную о горячую сковороду.

В результате исследователям удалось обнаружить, что в области соматосенсорной коры головного мозга, где происходит обработка импульсов, вызванных прикосновениями и болевыми ощущениями, происходят некоторые изменения, которые, скорее всего, и приводят к такому эффекту. При исследовании животных специалисты выявили, что то, как вибрация усов животных влияет на передачу сигналов о боли, связано с особой схемой, которая отвечает за передачу тактильной информации в область соматосенсорной коры из таламуса. При попытке ученых заблокировать этот путь, выяснилось, что вибрация уже не оказывает такого влияния на реакцию животного на болезненные ощущения.

Ученые полагают, что их открытие позволит более подробно изучить таламический болевой синдром, хроническое болевое расстройство, развитие которого провоцирует поражения таламуса.

Анна Зверева/ автор статьи