Ученые проанализировали энергозатраты и энергопотребление современных охотников-собирателей и приматов и пришли к выводу, что они практически идентичны. Но благодаря более экономичным способам передвижения и использованию технологий, временные затраты гораздо ниже. Специалисты предположили, что это могло способствовать социальному и культурному развитию древних людей. Статья с результатами исследования была опубликована в журнале Science.
По сравнению с человекообразными обезьянами, у людей больше мозг, продолжительность жизни больше, новорожденные крупнее, и они дольше зависят от родителей. Все это, возможно, способствовало лучшему выживанию вида.
Антропологи считают, что в стратегии выживания вида Homo sapiens было два ключевых периода. Один произошел около 2,5 миллиона лет назад – развитие охоты и собирательства, что привело к увеличению мозга и более длительному постнатальному росту. Второй, около 12 000 лет назад, сопровождался значительным увеличением рождаемости и плотности населения, что совпало с появлением сельского хозяйства.
Начали использоваться новые источники пищи, но как первые собиратели и земледельцы справлялись с возросшими потребностями в энергии, ученым до сих пор неясно.
Эволюционная реконструкция утверждает, что сотрудничество, прямохождение, использование орудий труда и земледелие повысили энергоэффективность древних людей. То есть люди стали получать больше энергии из пищи, но при этом энергозатраты не изменились.
Другая теория гласит, что увеличилась скорость отдачи, то есть люди получали, то же количество энергии за меньшее время.
Чтобы проверить это, международная группа исследователей из США, Франции, Германии и Канады сравнила балансы расхода и потребления энергии у диких орангутангов, горилл и шимпанзе с аналогичными данными двух современных сообществ: охотников-собирателей хадза в Танзании и садоводов Цимане в Боливии.
Выводы ученых однозначны: современные охотники-собиратели тратят гораздо меньше времени на добычу пищи. Следовательно, у них больше времени на общение, социальное обучение и культурное развитие.