Science: древнейшее сердце найдено в окаменелостях возрастом 380 миллионов лет

Научный журнал Science публикует материал о “невероятном” открытии, которое имели удовольствие сделать ученые из Университета Кертина (Австралия), обнаружившие в окаменелостях панцирной рыбы, жившей 380 миллионов лет назад, древнейшее сердце. Самое примечательное, что минерализованный орган сохранился в объемном виде. Дело в том, что мягкие ткани крайне редко встречаются в палеонтологической летописи, поскольку они, в отличие от костей и зубов, обычно полностью разлагаются. Еще более редким является тот факт, что орган сохранился в трехмерной, а не плоской форме.

Science: древнейшее сердце найдено в окаменелостях возрастом 380 миллионов лет

Исследователи просканировали сердце и легко различили предсердие, желудочек и выходной тракт. У древней рыбы было S-образное сердце, состоящее из 2 камер, причем меньшая располагалась над большей. Ученые утверждают, что структура органа гораздо более “продвинутая”, чем они думали ранее.

Кстати, сердце древних рыб располагалось во рту и под жабрами – как у современных акул. Ученые считают, что эволюция от бесчелюстных к челюстным рыбам происходила не маленькими шажками, как считалось ранее, а одним стремительным скачком. Но, в то же время, исследование не выявило никаких доказательств существования легких. По-видимому, они появились у некоторых костистых рыб в более поздний период.

Окаменелости рыб были найдены в формации Гого в Западной Австралии. В девонский период (от 419,2 до 358,9 миллиона лет назад) здесь была рифовая система. Рыба принадлежала к вымершему семейству Arthrodiidae, которое процветало в течение 50 миллионов лет, но вымерло к концу девонского периода.