Science: древний вирус может защищать человеческий эмбрион от своих новых собратьев

Древняя вирусная ДНК, которая была обнаружена в геноме человека, играет роль защиты против некоторых видом современных вирусов. Такой вывод сделали американские и итальянские ученые. Они не исключают вероятности, что патоген, который встроился в геном древних людей миллионы лет тому назад, оказывает на организм человека защитное действие от других вирусов. Об этом пишет ИноСМИ, ссылаясь на публикацию журнала Science.

Порядка тридцати миллионов лет тому назад наши предки-приметы были заражены неким вирусом, и один из генов данного вируса закрепился в их геноме. Со временем данный вирусный ген «одомашнился» и стал частью генома наших давних предков. Он оказывал препятствия для других вирусов и помогал организму приматов  противостоять заражениям.  Название этого древнего вируса – Suppressyn (SUPYN). В наше время он продолжает сове существование  и тем саамы оказывает неоценимую пользу организма современного человека.

По результатам недавно проведенного исследования ученые сделали вывод, что, вероятно, именно этот необычный вирус помогает плаценте оказывать максимально эффективную защиту человеческого эмбриона от других вирусных инфекций.

“Это хорошая новость, к тому же подкрепленная тщательно проведенными экспериментами”, — сообщила биолог-эволюционист, не принимающая  участия в исследовании, Джулия Паскези (Giulia Pasquesi) из Колорадского университета.

Она выразила мнение, что в случае выявления большего количества таких вирусных генов может помочь человечеству не только применять, но и существенно усилить врожденные возможности человека противостоять вирусам, благодаря чему больше е будет необходимости разрабатывать новые вакцины и лекарственные препараты.

“Ведь в человеческом геноме уже итак имеются все необходимые антивирусные компоненты”, – подчернула Паскези.

Вирус, встраиваемый свой ген в геном человека, имеет название ретровирус (ERV). Пожалуй, самым известным примером ретровируса является ВИЧ.  Как только данный вирус оказывается в человеческих генах, он полностью захватывает клеточный механизм организма человека и начинает воспроизведение еще большего количества себе подобных вирусных инфекций. Если такими вирусами окажутся заражены сперматозоиды, или ооциты (женские половые клетки, участвующиев размножении), то есть клетки-предшественницы яйцеклеток, то вирусные гены станут частью ДНК человека и начнут передаваться потомству.

Для выяснения того, какие именно ERV функционируют в организме человека, молекулярный биолог Седрик Фешотт (Cedric Feschotte), работающий в Корнельском университете, совместно с коллегами осуществил сканирование генома человека для выявления последовательностей ERV, которые, по мнению исследователей, имеют способность кодировать белки. И ученые выявили 1507 вариантов таких последовательностей, около половины из которых, вероятно, осуществляла определенные функции в тканях человеческого организма.

Один из ретровирусов ученые обнаружили в человеческом гене под названием Suppressyn (SUPYN); данный ген кодирует белок, который вырабатывается в плаценте и в человеческом эмбрионе на ранних стадиях развития. Ранее в качестве ретровируса синцитин имел свойство сливаться с мембранами клеток, благодаря чесу и проникал внутрь клетки.  Но на сегодняшний день в процессе мутации он оказывает воздействие на формирование плаценты посредством слияния клеток в период развития плода.

На данный момент Седрик Фешотт и его команда планируют заняться изучением десятков других обнаруженных ими ретровирусов, проявляющих активность в человеческом организме. По мнению Фешотта, невзирая на то, что ретровирус Suppressyn признали функционально активным геном, функционирующим в организме человека, 99% других активных ERV, выявленных исследователями, предварительно выступают в качестве ненужных и избыточных ДНК. Но это требует дополнительных исследований.

“Перед нами подлинная сокровищница потенциально возможных белков. По крайней мере, есть вероятность, что эти сокровища могут представлять интерес для медицины, физиологии, а также для понимания онтогенеза”, -выразил предположение Седерик.

Анна Зверева/ автор статьи