Science: химикам впервые удалось перестроить атомные связи в молекуле C18H8Cl4

Научные специалисты из Университета Сантьяго-де-Компостела в Испании, Университета Регенсбурга в Германии и IBM Research Europe смогли перестроить атомные связи в молекуле C18H8Cl4 с помощью небольшого напряжения. Статья о проведенном исследовании опубликована в журнале Science.

Science: химикам впервые удалось перестроить атомные связи в молекуле C18H8Cl4

Сообщается, что ученые работали с веществом, которое называется 5,6,11,12-тетрахлортетрацен или C18H8Cl4. Эта молекула состоит из углерода и выглядит как ряд из четырехсот, окруженных четырьмя атомами хлора.

Известно, что молекулы состоят из кластеров атомов и являются продуктом расположения этих атомов внутри. В то время как молекулы кислорода содержат один и тот же повторяющийся тип атомов, молекулы сахара состоят из углерода, кислорода и водорода.

Ученые уже некоторое время занимаются так называемой “селективной химией”, ее цель является формирование именно того типа химических связей между атомами, который им нужен.

Новое исследование посвящено молекулам, известным как структурные изомеры, которые имеют одинаковый атомный состав, но разное расположение связей между атомами. Используя наконечник сканирующего зондового микроскопа для подачи различных импульсов напряжения, специалисты показали, что они могут избирательно перестраивать химические связи: молекула с 10-членным углеродным кольцом в центре может превратиться в молекулу с четырех- и восьмичленным кольцом или в молекулу с двумя шестичленными кольцами в центре.

Кроме того, отмечается, что эти реакции были обратимыми, то есть команда могла разрывать и формировать различные связи по своему желанию и, по сути, контролируемо переключаться между молекулярными структурами. Эта форма “селективной химии” описана исследователями как беспрецедентная.