Science Signaling: ВИЧ использует сигнальные молекулы в клетках человека, чтобы размножаться

Американские ученые из Университета Питтсбурга выявили новый механизм выживания ВИЧ в человеческих клетках. Научная работа опубликована в журнале Science Signaling.

По словам экспертов, вирусный белок Nef перенаправляет работу клеточных ферментов, которые выполняют важные сигнальные функции в человеческом организме.

Белок Nef кодируется РНК-геномом вирусов ВИЧ-1 и вирусом иммунодефицита обезьян SIV. Он вызывает активацию тирозинкиназ — ферментов, которые выражают многие сигнальные реакции. Семейство тирозинкиназ Tec на внутриклеточной основе передает сигналы от различных молекул на поверхности клетки, например, цитокиновых рецепторов, антигенов в лейкоцитах, интегринов и рецепторов, которые имеют связь с G-белком. Данные поверхностные молекулы связываются с внешними сигнальными веществами, а также с потенциальными патогенами. И эти молекулы передают сигналы внутрь клетки, изменяя ее активность.

У тирозинкиназ свои функции, которые способствуют протеканию различных биохимических реакций.

Ученые выявили, что белок Nef использует ранее неизвестный способ для регулировки активности Tec-тирозинкиназы Брутона (Btk) в миелоидных клетках. Из-за вирусного белка происходят структурные изменения фермента, в котором стабилизируется межмолекулярный комплекс, который в свою очередь образовывается доменами SH3 и SH2. Чтобы фермент выполнял свои функции, необходима стабильная работа между доменами. Но изменения, которые вызывает белок Nef, усиливают активность Btk, из-за чего ВИЧ может рекрутировать его для собственных нужд.