Science: снижение калорийности рациона на 14% существенно улучшило иммунитет у людей

Ученые из Вашингтонского университета в Сент-Луисе и Йельского университета раскрыли, как ограничение калорийности восстанавливает вилочковую железу, отвечающую за иммунитет и подавляет возрастные воспаления у подопытных мышей и людей. Материал был размещен на страницах журнала Science.

В долгосрочном эксперименте приняли участие добровольцы, которые вели обычный образ жизни, но должны были соблюдать одно ограничение. Калорийность пищи нужно было снизить на 25%, ограничений на то, что есть, не было.

Эксперимент длился 2 года. Сократить количество калорий на 25% не удалось. В среднем снижение составило 14%. Но, как оказалось, даже этих 14% было достаточно, чтобы значительно улучшить иммунную систему испытуемых.

Первое, что отметили ученые, это улучшение состояния тимуса – вилочковой железы, в которой созревают Т-лимфоциты, рождающиеся в костном мозге. Также в тимусе эти клетки учатся распознавать инфекции и раковые клетки. С возрастом, довольно рано, тимус начинает уменьшаться. Часть его клеток заменяется жировыми клетками, и его деятельность становится менее эффективной. После снижения калорийности рациона было отмечено, что масса и объем вилочковой железы увеличились, и она стала производить больше зрелых Т-клеток.

В ходе исследования у участников эксперимента периодически брались образцы жировой ткани. Которая богата иммунными клетками и изучали динамику изменений. Специалисты обнаружили, что заметно снизилась активность гена PLA2G7, особенно в макрофагах (иммунные клетки, которые уничтожают патогены), они же вызывают воспаление.  У людей PLA2G7 кодирует фермент, который был связан с различными сердечно-сосудистыми заболеваниями. Аналогичный ген существует у мышей.

В экспериментах на грызунах этот фермент был выключен, и было замечено, что они стали более здоровыми, и даже жирная пища не вызывала у них набора веса. У них также был ниже уровень фонового возрастного воспаления, а их тимус был больше. Все было похоже на то, что происходило у людей в эксперименте по ограничению калорийности пищи.

Ученые планируют продолжить исследование, чтобы выяснить, как PLA2G7 связан с атеросклерозом и нейродегенеративными заболеваниями.

Пока мы можем утверждать, что PLA2G7 – это ген, который был связан с последствиями ограничения калорийности для здоровья. Важно отметить, что речь идет не о мышах, а о людях.