Схема передвижения вьюрка Дарвина охватывает площадь размером с 30 футбольных полей

Используя радиопередатчики, ученые получили новое представление о поведении наземных вьюрков среднего размера на Галапагосских островах. Исследование, проведенное учеными из Университета Макгилла, показывает ежедневные схемы передвижения, охватывающие территорию, эквивалентную размеру 30 футбольных полей. Работа опубликована в журнале Ecology and Evolution.

До сих пор ученые мало знали о тайной жизни этих птиц, отчасти из-за трудностей, связанных с изучением их в естественной среде обитания, включая неровный рельеф вулканических пород и суровые климатические условия. Впервые были отслежены перемещения птиц днем и ночью с помощью крошечных электронных рюкзачков весом всего полграмма. Исследование проведено в отдаленном прибрежном районе острова Санта-Крус.

Помимо того, что вьюрки преодолевали огромные расстояния, исследование показало, что кормовые площади увеличивались в период гнездования и кормления, когда родителям нужно было найти больше пищи.

“Понимание реальных потребностей этих птиц в пространстве крайне важно как для уточнения интерпретации результатов предыдущих исследований, так и для обеспечения сохранения этих птиц в ландшафте, которому все больше угрожает расширение городов”, — делится ведущий автор исследования Марк-Оливье Босолей.

Вьюрки обустраивали свои гнездовые территории в засушливом лесу из душистых деревьев (Bursera graveolens) и древесных кактусов. Дневное отслеживание местонахождения показало, что вьюрки редко отходили от своих гнезд более чем на сто метров в поисках пищи или строительных материалов.

Большинство птиц редко собираются на насесте во время размножения, если только они не гнездятся группами, как, например, колонии пингвинов или скворцов. Команда обнаружила, что дарвиновские вьюрки являются явным исключением.

“Почти все меченые вьюрки покинули свои гнездовые территории после захода солнца и переместились в четыре раза дальше, чем они обычно покрывают днем. Таинственное место назначения: пышная роща ядовитых яблонь (Hippomane mancinella), расположенная у моря, где почти тысяча вьюрков собирается каждую ночь, чтобы отдохнуть”, — рассказывает Босолей.

Хотя на высоких островах часто можно увидеть большие группы птиц вне сезона размножения, исследователи не ожидали найти доказательства такого социального поведения в разгар размножения.

“Сон в компании других помогает птицам бороться с холодом и снижает риск хищничества, хотя преимущества такого поведения не столь очевидны в местах, где температура мягкая и хищников мало. Это наводит нас на мысль, что такое поведение могло быть унаследовано от их континентальных предков”, — говорит Карлос Камачо, научный сотрудник Института экологии Пиренаико и координатор исследования.

Спустя почти 150 лет после смерти Дарвина его знаменитые вьюрки продолжают вызывать интерес ученых. Этот вид неразрывно связан с британским натуралистом с тех пор, как он изложил свою теорию естественного отбора почти 150 лет назад, когда посетил Галапагосские острова и стал свидетелем их необычайного биоразнообразия. Дарвиновские вьюрки сегодня являются одними из наиболее изученных организмов на планете. Благодаря им мы знаем, как быстро могут происходить эволюционные изменения и как обмен генетическим материалом между различными популяциями может стимулировать появление новых видов.