Следы, нанесённые на кость гиены, могли содержать числовую информацию

Археологические находки свидетельствуют о том, что люди имели понятие о цифрах десятки тысяч лет назад. В настоящее время учёные исследуют первые подробные гипотезы об этом изменяющем жизнь изобретении.

Около 60 000 лет назад на территории современной западной Франции неандерталец взял кусок бедренной кости гиены и каменный инструмент и начал работать. Когда задача была выполнена, на кости появилось девять зарубок, которые были поразительно похожи и примерно параллельны, как будто они должны были что-то означать.

Следы, нанесённые на кость гиены, могли содержать числовую информацию

Франческо д’Эррико, археолог из Университета Бордо Франции, имеет представление об этих знаках. За свою карьеру он изучил множество древних резных артефактов и считает, что кость гиены, найденная в 1970-х годах на месте Ле — Праделль близ Ангулема, выделяется как необычная. Хотя древние резные артефакты часто интерпретируются как произведения искусства, кость Les Pradelles, по-видимому, была более функциональной, говорит Д’Эррико.

Он утверждает, что она может кодировать числовую информацию. И если это верно, то современные люди, возможно, не были одиноки в разработке системы числовых обозначений: возможно, это начали делать неандертальцы.

Когда Д’Эррико опубликовал свои идеи в 2018 году, он отважился проникнуть в сферу, которую мало кто из ученых исследовал: древние корни чисел. “Происхождение чисел все еще является относительно пустой нишей в научных исследованиях”, – говорит Рассел Грей, эволюционный биолог из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, Германия. Исследователи иногда не соглашаются с тем, что такое числа, хотя исследование 2017 года определило их как дискретные сущности с точными значениями, которые представлены символами в виде слов и знаков.

В настоящее время происхождение чисел привлекает все большее внимание, поскольку исследователи из различных областей обращаются к проблеме с разных точек зрения.

Хотя исследователи когда-то считали, что люди — единственный вид, обладающий чувством количества, исследования, проведенные с середины двадцатого века, показали, что многие животные обладают такой способностью. Например, рыбы, пчелы и новорожденные птенцы могут мгновенно распознавать количество до четырех, навык, известный как субитизация. Некоторые животные также способны к “различению больших количеств”: они могут оценить разницу между двумя большими количествами, если они достаточно различны. Существа с этим навыком могли, например, отличить 10 предметов от 20, но не 20 от 21. Шестимесячные человеческие младенцы также демонстрируют аналогичную оценку количества.

В этом году международная исследовательская группа, получившая грант Европейского исследовательского совета в размере 10 миллионов евро (11,9 миллиона долларов США), начнет проверять различные гипотезы в рамках более широких усилий по изучению того, когда, почему и как появились и распространились системы счисления по всему миру. Проект, названный “Эволюция когнитивных инструментов для количественной оценки” (КВАНТОВ), может дать представление о том, являются ли системы счисления уникальными для анатомически современных людей или, возможно, присутствовали в зарождающейся форме у неандертальцев.

Статья опубликована в журнале Nature.