Согласно исследованию, опубликованному в журнале JACC: Heart Failure, пациенты с сердечной недостаточностью, переживающие горе или скорбящие после потери близкого члена семьи, подвержены повышенному риску смерти, особенно в течение первой недели после смерти члена семьи.
Сердечная недостаточность (СН) поражает более 64 миллионов человек во всем мире. Предыдущие исследования показывают, что депрессия, тревога и низкий уровень социальной поддержки связаны с плохим прогнозом у пациентов с СН. Также было проведено множество исследований, подтверждающих связь между сильным эмоциональным стрессом и кардиомиопатией Такоцубо, также известной как “синдром разбитого сердца”. Данное исследование является одним из первых, в котором изучалась связь между тяжелой утратой и риском развития ХСН.
Авторы исследования изучили почти 500 000 пациентов из Шведского регистра сердечной недостаточности за 2000-2018 годы и/или пациентов с первичным диагнозом СН из Шведского регистра пациентов за 1987-2018 годы. Информация о дате и причине смерти членов семьи (детей, супруга/партнера, внуков, братьев, сестер и родителей) была получена из Регистра причин смерти. В общей сложности 58 949 участников исследования пережили тяжелую утрату в течение 3,7 лет наблюдения. Ученые проанализировали, влияет ли связь с умершим, причина смерти или время, прошедшее после смерти, на риск смертности от ИБС.
Связь между тяжелой утратой и повышенным риском смертности от ИБС наблюдалась после смерти ребенка (повышенный риск на 10%), супруга/партнера (повышенный риск на 20%), внука (повышенный риск на 5%) или брата или сестры (повышенный риск на 13%), но не после смерти родителя. Риск смерти от СН после потери любого члена семьи был самым высоким в течение первой недели после тяжелой утраты (повышенный риск на 78%), особенно в случае ребенка (повышенный риск на 31%) или супруга/партнера (повышенный риск на 113%); он также был выше при двух потерях (повышенный риск на 35%) по сравнению с одной потерей (повышенный риск на 28%).
“Связь между тяжелой утратой и смертностью наблюдалась не только в случаях потери вследствие сердечно-сосудистых заболеваний и других естественных причин, но и в случаях неестественной смерти. Наш вывод о том, что тяжелая утрата связана со смертностью у пациентов с ИБС, дополняет и расширяет существующую литературу о роли стресса в прогнозировании ИБС и согласуется с исследованиями, в которых сообщалось о связи между тяжелой утратой и повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний”. – рассказывает Хуа Чен, ведущий автор исследования и докторант Каролинского института в Стокгольме, Швеция.