Согласно анализу ДНК, прародиной современных домашних лошадей является степь Причерноморья

Международной группой ученых установлено, что лошади, существующие в современном мире, появились 4 200 лет назад в Волго-Донском регионе. Работа исследователей опубликована в журнале Nature.

Сообщается, что новое исследование основано на анализе ДНК, для него было собрано более двух тысяч образцов из археологических раскопок в тех местах, которые считались возможным местом одомашнивания лошадей. Из них удалось выделить около 270 полных цепочек.

В этой работе ученые расшифровали геномы 273 древних животных, которые когда-то жили в Евразии. Затем они сравнили их ДНК с ДНК современных животных.

Ранее утверждалось, что местом происхождения современной лошади была Анатолия, Сибирь или Пиренейский полуостров. Однако в Волго-Донском регионе, как оказалось, произошло распространение определенного генетического профиля, который впоследствии вытеснил все популяции диких лошадей.

По словам автора исследования Андрея Епимахова, известно, что исследование охватило всю Евразию.

Выяснилось, что примерно 4,2 тысячи лет назад на территории Евразии существовало несколько генетически различных популяций домашних лошадей. Современная популяция произошла от той, что населяла степи между Доном и Волгой около 5 – 8 тысяч лет назад. А к 20 веку до н.э. животные из донских степей распространились на Ближний Восток, в Центральную и Южную Европу и Среднюю Азию. Где-то к 10 веку до н.э. они полностью вытеснили другие популяции.

Это открытие, отмечают авторы, меняет представления ученых о миграции людей бронзового века. Ранее считалось, что в третьем тысячелетии до нашей эры скотоводы так называемой Ямной культуры мигрировали из степей Западной Евразии вместе со своими лошадьми. Новое открытие показывает, что эта гипотеза не соответствует действительности – домашние лошади современного населения не играли большой роли в перемещениях этих людей.