Состав диеты собак неандертальцев России установлен по паразитам в окаменевших фекалиях

Археологами Государственного Эрмитажа совместно с французскими коллегами — палеонтологами проанализирован видовой состав паразитов из копролитов, которые были обнаружены на неолитической стоянке III тысячелетия до н.э. в Смоленской области.

Обнаружено, что собаки древних людей питались сырой рыбой и объедками с человеческого стола.

Известно, что собаки были одомашнены человеком еще в начале позднего палеолита, то есть около 40 тысяч лет тому назад. Учёные так и не определили, как это произошло на самом деле: возможно, волки сами поселились рядом со стоянкой, а возможно, охотники принесли маленьких волчат в поселение. Но в результате контакт двух видов привел к тому, что собаки стали неизменными спутниками человека при добыче зверя и выпасе домашнего скота. Позже животных стали использовать и в качестве охранников.

Екатерина Долбунова, научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа рассказывает: «Огромное количество информации мы получаем из результатов исследований биологических останков — костей, зубов, меха. Одним из настоящих кладезей фактов мы считаем копролиты — окаменевшие фекалии. Остатки пищи могут рассказать не просто о диете конкретного существа, но и о составе флоры и фауны региона, о занятиях местного населения, климате и многом другом. Также в продуктах жизнедеятельности можно найти желудочно-кишечных паразитов, которые служат дополнительным источником важных сведений о прошлом».

Последние достижения науки позволяют узнавать, что входило в рацион древних людей и их домашних животных. Для этого, в том числе, анализируются следы ДНК, химический состав костей и зубов.

Сообщается, что в найденных под полом фекалиях эксперты обнаружили четыре вида паразитов, которые и помогли определить характер диеты животных. Найден ленточный червь Diphyllobothrium, которым заражаются в основном люди и собаки, поедающие плохо обработанную или сырую рыбу. Еще два вида относятся к классу трематод, поражающих в основном травоядных, от мяса которых часто заражаются хищники. Четвертый вид паразита — гигантский почечный червь Dioctophyma renale. Его промежуточные хозяева — рыбы и лягушки — являются добычей псовых, кошачьих и куньих.

Подробнее об этом можно прочитать в издании Journal of Archaeological Science: Reports.