Стало известно о стартапе QuEra Computing, созданном учеными Гарвардского университета и Массачусетского технологического института. Его основателями являются ведущие специалисты в области квантовых наук. Это указывает на значительный прорыв в области квантовых вычислений. Молодая компания обещает построить квантовые компьютеры с сотнями или даже тысячами кубитов буквально через два года, но для начала она заявила о смоделированной 256-кубитной системе.
Сообщается, что система из 256 кубитов заметно отличается от решений конкурентов и, как утверждает стартап, будет полезна коммерческим клиентам уже в 2022 году. Компьютер опирается на квантовую оптимизацию и квантовое моделирование, а его основными областями для решения реальных задач являются медицина, фармацевтика, финансы и логистика.
С точки зрения аппаратного обеспечения, QuEra использует “массивы нейтральных атомов”, внутри которых сотни атомов охлаждаются в небольшой вакуумной камере. Стеклянные стенки камеры поддерживаются при комнатной температуре, а сами атомы охлаждаются лазером – их температура достигает одной миллионной доли градуса Кельвина выше абсолютного нуля. Для сравнения, это в 1000 раз холоднее, чем сверхпроводящие кубиты IBM и Google.
Выступая перед журналистами TechCrunch, основатель и генеральный директор QuEra Алекс Кизлинг заявил, что описанная технология – это не теория, а реально работающий компьютер. Компания надеется использовать вычислительную мощность устройства для решения проблем, на обработку которых классическим компьютерам потребовались бы десятилетия. Он также добавил, что в будущем возможности квантового компьютера QuEra могут ещё вырасти на порядки.
“Эта технология уже продемонстрировала способность легко увеличивать количество кубитов без потери важнейших квантово-механических свойств. Мы прошли путь от пустой комнаты в 2015 году до управления 51 кубитом в 2017 году и до управления 256 кубитами сегодня. Система имеет потенциал для размещения нескольких тысяч кубитов на одном процессоре в течение нескольких лет без серьезных архитектурных изменений”, — рассказывает Кизлинг.