“Суперстарики” , обладающие в 80 лет острой памятью, имеют более крупные нейроны мозга

В журнале Journal of Neuroscience опубликована статья, описывающая исследование, проведенное нейробиологами из Северо-Западного университета в США. Они обнаружили, что у людей старше 80 лет, демонстрирующих исключительную память, нейронов в энторинальной коре головного мозга были значительно крупнее. Их показатели оказались значительно лучше, чем у людей, которые были на 20-30 лет моложе.

"Суперстарики" , обладающие в 80 лет острой памятью, имеют более крупные нейроны мозга

“Наблюдение, что у пожилых людей нейроны крупнее, чем у молодых, может означать, что крупные клетки присутствуют с рождения и структурно сохраняются на протяжении всей жизни. Мы пришли к выводу, что более крупные нейроны являются биологической особенностью траектории суперинтеграции, когда состояние памяти пожилых людей сопоставимо с состоянием памяти молодых людей”, – говорят ученые.

Эти нейроны не содержали клубков белка тау – отличительного признака болезни Альцгеймера. При нейродегенеративных заболеваниях белки начинают слипаться и образовывать комки, из-за чего нервные клетки перестают получать достаточно питательных веществ и отмирают. Но если освободить нейроны от образования комков, они могут сохранить свою структурную целостность и дольше оставаться здоровыми.

В ходе исследования ученые посмертно изучили мозг шести пожилых людей, которые при жизни отличались особыми когнитивными способностями, семи пожилых людей со средними когнитивными способностями, шести молодых людей и пяти людей с ранней стадией болезни Альцгеймера.

Затем учёные измерили размер нейронов энторинальной коры и наличие тау-трубочек и сравнили полученные результаты друг с другом. Они обнаружили, что нейроны пожилых людей, обладающих особыми когнитивными способностями, имели те же характеристики, что и нервные клетки молодых людей. Исследование будет продолжено, так как специалисты хотят понять причину такой сохранности нейронов у «суперстариков».