Сверхмассивная черная дыра поглощает одну и ту же звезду раз в несколько лет

Черная дыра на расстоянии почти 900 миллионов световых лет поглощает часть вращающейся звезды каждый раз, когда подходит слишком близко.

Сверхмассивная черная дыра находится на расстоянии почти 900 миллионов световых лет от нас. Каждые 1200 дней или около того одна и та же вращающаяся звезда подходит слишком близко, и черная дыра вгрызается в так называемое повторяющееся частичное приливное разрушение (TDE).

Этот TDE, получивший обозначение AT2018fyk, является лишь вторым, когда-либо обнаруженным повторяющимся. Эрик Кафлин из Сиракузского университета в Нью-Йорке представил открытие 12 января на собрании Американского астрономического общества в Сиэтле.

Первый укус, обнаруженный астрономами, был в 2018 году, когда черная дыра, масса которой в 6 миллиардов раз превышает массу Солнца, внезапно стала яркой и оставалась яркой около 600 дней. Это происходит каждый раз, когда звезда подходит слишком близко к черной дыре, и в этот момент она разрывается мощным гравитационным полем, создавая поток горячего яркого звездного материала, который затем падает в черную дыру и снова тускнеет. Этот конкретный TDE был зарегистрирован, и как только он быстро затих, астрономы подумали, что это конец.

«Спустя почти четыре года после того, как он был первоначально обнаружен, мы вернулись и снова посмотрели на этот объект и обнаружили, что он снова стал ярким», — сказал Кафлин. «Это действительно очень странно, и это совершенно не предсказывается стандартными теориями TDE».

Вместо того, чтобы полностью уничтожить звезду, черная дыра, кажется, отрывает от нее куски каждый раз, когда подходит слишком близко, оставляя ядро ​​звезды продолжать движение по другой орбите.

При каждом проходе черная дыра поглощает от 1 до 10 процентов звезды. «Если это 10 процентов, то более вероятно, что эта штука выживет только, может быть, еще два или три столкновения со сверхмассивной черной дырой», — сказал Кафлин. «Если это 1 процент… может быть, у нас есть пара десятилетий».

Андрей Васильев/ автор статьи