Новое исследование учёных показало, что сохранение повседневных предметов в качестве сувениров, когда умирает любимый человек, было таким же распространённым явлением в доисторические времена, как и сегодня.
Сообщается, что исследование, проведенное Йоркским университетом, определило, что обычные предметы, такие как ложки и точильные камни, хранились людьми железного века в качестве эмоционального напоминания и “постоянной связи” с умершим — практика, которая сегодня повторяется в обществе по всему миру.
Анализ специалистов был сосредоточен на “проблемных вещах”: повседневных предметах, используемых или принадлежащих умершему человеку, их родственники, возможно, не захотят использовать повторно, но которые они не могут просто выбросить.
Известно, что в шотландском городище Броксмут, датируемом 640 годом до н. э. – 210 годом н. э., предметы быта, такие как квернстоуны, используемые для измельчения зерна, и костяные ложки, найденные между стенами круглого дома, могли быть помещены туда близкими как средство поддержания связи с умершим.
Учёные сравнивали это с современными примерами подобного поведения, причем сохранение одежды родственников или изношенной обуви было особенно повторяющейся темой.
Доктор Линдси Бюстер (Lindsey Büster) из Отдела археологии говорит: “Важно осознавать необузданную эмоциональную силу, которую повседневные предметы могут приобрести в определенное время и в определенном месте. Археологи, как правило, сосредотачивались на высокой материальной ценности или количестве найденных предметов и интерпретировали их как депонированные для безопасного хранения или дары богам. Моя работа использует археологию, чтобы открыть дискуссии о смерти, умирании и тяжелой утрате в современном обществе, демонстрируя, что даже самые обыденные предметы могут приобрести особое значение, если они станут осязаемыми напоминаниями о близких, которых физически больше нет с нами”.
Специалисты показывают, что во многих обществах предметы быта вполне могут быть включены в могилу вместе с умершими. Традиционные интерпретации погребальных предметов часто рассматривали их как необходимые для сопровождения умерших в загробную жизнь, но легкое избавление от “проблемных вещей” – то есть предметов, не нужных или желанных живым родственникам, но не подходящих для выбрасывания на свалку – является еще одним возможным объяснением.
Д-р Бюстер добавил: “Археологи склонны предостерегать от трансплантации современных эмоций в прошлые общества, но я предполагаю, что универсальность некоторых эмоций действительно позволяет экстраполировать современный опыт на прошлое, даже если специфика варьируется. Я считаю, что переживание горя и утраты является одной из таких эмоций, даже если способы, которыми это было обработано и перемещено, различаются между отдельными людьми и обществами. Это исследование помогает нам немного приблизиться к прошлым личностям, чей опыт жизни (и смерти) в некотором смысле не так уж сильно отличался от нашего”.
Статья “Проблемные вещи: смерть, память и интерпретация кэшированных объектов” опубликована в журнале Antiquity.