Ученые уже знают, что яд конусообразных улиток, живущих на дне океана, содержит соединения, которые могут быть адаптированы в качестве фармацевтических препаратов для лечения хронической боли, диабета и других заболеваний человека. Но у их яда есть еще больше секретов, которые предстоит раскрыть. В новом исследовании ученые из Копенгагенского университета сообщают, что группа конусных улиток производит соединение яда, подобное гормону соматостатину. Статья опубликована в журнале Science Advances.
Ученые продолжают узнавать больше об этом ядовитом соединении и его возможных фармацевтических применениях. Результаты показывают большое разнообразие лекарств, которые производят ядовитые животные, усовершенствованные на протяжении миллионов лет.
Соматостатин – это гормон, который у людей и многих других позвоночных, как правило, является ингибитором – своего рода влажным одеялом. Это основной ингибитор гормона роста, и его можно использовать для лечения чрезмерной акромегалии расстройства роста. Оно также ингибирует гормоны в поджелудочной железе и сигналы боли и воспаления.
“Таким образом, именно этот гормон выполняет много-много различных функций в организме человека, но он всегда что-то блокирует. И из-за этого это был интересный гормон для разработки лекарств в течение некоторого времени”, – рассказывают специалисты.
Наблюдения за конусообразными улитками в резервуарах показали сходство со стратегией охоты с гремучими змеями. После инъекции яда улитки ждали, иногда до трех часов, прежде чем сделать вторую инъекцию и снова ждать.
“И только когда добыча действительно выведена из строя и не может плавать, они приходят и едят. У них есть преимущество просто ждать, пока добыча больше не сможет двигаться. Это особенно важно, если добыча может дать отпор”, — делится Хелена Сафави-Хемами, адъюнкт-доцент Университета Юты и доцент Копенгагенского университета.
Исследование показало, что консоматин Ro1 может блокировать боль у мышей с эффективностью, аналогичной морфину, и его можно использовать для блокирования боли, чтобы добыча не знала, что ее ударили. Разные виды охотников за рыбой могут использовать эти токсины для разных целей.
По словам Сафави, как аналог соматостатина, консоматин Ro1 структурирован “так, как если бы он был разработан производителями лекарств”. Молекула короткая, стабильная и эффективная в рецепторах, на которые она нацелена.
Это, скорее всего, отражение процесса эволюции. Конусные улитки, вероятно, начали использовать свой собственный соматостатин в яде, а затем, через поколения проб и ошибок, усовершенствовали соединение для максимальной эффективности. Это преимущество для нас, поскольку биология рыб и людей достаточно схожа, что соединение, которое высокоэффективно у рыб, вероятно, будет эффективным у людей, отмечают исследователи.