У недавно идентифицированного динозавра из Португалии были постоянно обновляющиеся зубы

Iberospinus natarioi, новый вид динозавров-спинозавров, найденный в Португалии, постоянно отращивал новые зубы взамен сломанных во время охоты на рыб и других водных животных. Исследование было опубликовано в журнале PLoS One.

Недавно идентифицированный 8-метровый хищный динозавр, вероятно, бродил по воде, поджидая в засаде рыбу и другую водную добычу с помощью своих крокодилоподобных челюстей и постоянно обновляющихся зазубренных зубов.

Iberospinus natarioi представляет новый род и вид спинозаврид, группу хищных динозавров, в которую входит спинозавр. Спинозавриды известны своими длинными челюстями, но они остаются немного загадочными, поскольку обнаружено относительно мало их останков.

Окаменелости I. natarioi, обнаруженные во время двух экспедиций с разницей в 21 год, теперь составляют один из самых полных образцов спинозаврид в мире, говорит Дарио Эстравиз-Лопес из Лиссабонского университета Нова в Португалии.

Изначально ученые считали, что кости и зубы коллекционера-любителя, найденные на западе Португальского полуострова в 1999 году, принадлежат уже известному спинозавриду под названием Baryonyx walkeri. Но в 2019 году другая группа ученых, изучавших окаменелости, заметила, что нижний край нижней челюсти казался слишком плоским для барионикса, который обычно имеет более изогнутый профиль нижней челюсти.

Вдохновленные этими наблюдениями, Эстравес-Лопес и его коллега Октавио Матеус из музея Лориньи в Португалии решили пересмотреть окаменелости. Их задача облегчалась тем, что в 2020 году при раскопках на том же месте были обнаружены дополнительные ископаемые кости, принадлежащие спинозавридам.

Они отсканировали зубы и различные кости, включая части челюсти, лопатки, бедренной кости, кости стопы, лобковой кости и несколько позвонков, в основном из хвоста.

Ученые установили, что окаменелости не соответствуют описаниям и измерениям ни одного из ранее известных спинозаврид. Более плоская нижняя челюсть придавала ему несколько более крокодилий вид, а на челюсти имелись характерные бороздки, где первоначально располагалась сложная система нервов. Вероятно, нервы помогали динозавру эффективнее чувствовать свою добычу.

У спинозаврид также была уникальная картина почти постоянного прорезывания зубов, что указывает на то, что зубы росли в челюсти, готовые заменить уже используемые, если они сломаются или застрянут в кости жертвы.

“В некоторых зубных гнездах у них было два сменных зуба [в развитии рядом с тем, который использовался в настоящее время], — рассказывает Эстравиз-Лопес. – Это означает, что они теряли зубы очень, очень быстро”.

В отличие от других спинозаврид, у этого динозавра были зазубренные зубы, как у некоторых вымерших крокодилов.

Исследователи назвали животное Iberospinus natarioi в честь Пиренейского полуострова и длинных нервных шипов, характерных для спинозавров, а также в честь Карлоса Натарио, коллекционера-любителя, сделавшего находку в 1999 году.