У однояйцевых близнецов эмбриологи обнаружили общий паттерн метилирования ДНК

Эмбриологами установлено, что ДНК однояйцевых и разнояйцевых близнецов различаются по метилированию в 243 позициях. Этот паттерн метилирования одинаков для всех монозиготных близнецов, и по нему можно определить, был ли человек зачат как однояйцевый близнец или нет.

К такому выводу ученые пришли, проведя специальное исследование образцов крови 924 монозиготных близнецов и 1033 однояйцевых близнецов. Больше всего различий было обнаружено в метилировании регионов вблизи теломер и центромер хромосом, а также генов, участвующих в клеточной адгезии и эмбриогенезе.

Монозиготные (однояйцевые) близнецы появляются в результате деления одной зиготы, то есть у таких близнецов одинаковый генотип.

Известно, что около 12 % всех беременностей начинается с развития монозиготных близнецов, но затем один из близнецов умирает. Причины образования однояйцевых близнецов до сих пор не установлены, поэтому считается, что это случайный процесс.

На ранних стадиях эмбриогенеза возникновение монозиготных близнецов совпадает с эпигенетическими изменениями в эмбриональном геноме – метилированием и деметилированием.

Учеными из семи стран под руководством Доррет Бумсма из Свободного университета Амстердама установлено, что такие эпигенетические изменения у монозиготных близнецов могут отличаться от других эмбрионов. Исследователями разработан специальный алгоритм, который помогает определить, был ли человек зачат как однояйцевый близнец по анализу его ДНК. Новый метод позволит выявлять редкие генетические аномалии, такие как синдром Беквита-Видемана. По существующей в научном мире гипотезе, этот синдром развивается у монозиготных близнецов, один из которых впоследствии умирает внутриутробно на ранних стадиях развития.

На данном этапе своего исследования ученые не могут сказать, является ли особый паттерн метилирования ДНК однояйцевых близнецов следствием, побочным явлением или причиной их формирования. Чтобы определить это, нужны новые исследования.

Специалисты отмечают, что в мире за последние 30 лет доля рождений близнецов от общего числа рождений у населения значительно увеличилась – на 30%. По мнению ученых, это произошло из-за большого повышения вспомогательных репродуктивных технологий.

Исследование ученых опубликовано в журнале Nature Communications.