Способность маленьких детей смеяться и шутить впервые была сопоставлена по возрасту с помощью данных нового исследования, в котором приняли участие почти 700 детей от рождения до 4 лет со всего мира. Результаты, полученные исследователями Бристольского университета и опубликованные в журнале Behavioral Research Methods, определяют, в каком раннем возрасте появляется юмор и как он обычно развивается в первые годы жизни.
Исследователи из Бристольской школы образования стремились определить, какие типы юмора присутствуют в раннем развитии и в каком возрасте они появляются. Группа создала опросник раннего юмора (EHS) из 20 вопросов и попросила родителей 671 ребенка в возрасте от 0 до 47 месяцев из Великобритании, США, Австралии и Канады заполнить пятиминутный опросник о развитии юмора у их ребенка.
Было установлено, что самым ранним возрастом, когда некоторые дети оценили юмор, был 1 месяц, при этом 50% детей оценили юмор к 2 месяцам, а 50% – к 11 месяцам. Кроме того, было обнаружено, что как только дети создавали юмор, они делали это часто, причем половина детей шутили в течение последних 3 часов.
Среди опрошенных детей команда выявила 21 вид юмора. Малыши в возрасте до одного года ценили физические, визуальные и слуховые формы юмора. Сюда входили игры в прятки и раскрытие тайны (например, подглядывание), щекотка, смешные лица, телесный юмор (например, засовывание головы между ног), смешные голоса и звуки, преследование и неправильное использование предметов (например, надевание чашки на голову).
Годовалые дети оценили несколько видов юмора, которые предполагали получение реакции от других. К ним относились дразнилки, демонстрация скрытых частей тела (например, снятие одежды), запугивание других и запретные темы (например, туалетный юмор). Они также находили забавным изображать что-то другое (например, животное).
Юмор двухлетних детей отражал развитие языка, включая неправильное обозначение, игру с понятиями (например, собака мычит) и бессмысленные слова. Дети этой возрастной группы также проявляли склонность к злословию, поскольку им нравилось высмеивать других и агрессивный юмор (например, подталкивать кого-то).
Наконец, было обнаружено, что трехлетние дети играют с социальными правилами (например, произносят неприличные слова, чтобы быть смешными) и демонстрируют начальное понимание трюков и каламбуров.
Доктор Елена Хойка, доцент Бристольской школы образования, ведущий автор исследования, рассказывает: “Наши результаты показывают, что юмор – это сложный, развивающийся процесс в первые четыре года жизни. Учитывая его универсальность и важность во многих аспектах жизни детей и взрослых, важно, чтобы мы разработали инструменты для определения того, как юмор развивается, чтобы мы могли лучше понять не только возникновение самого юмора, но и то, как юмор может помочь маленьким детям функционировать когнитивно, социально и с точки зрения психического здоровья”.