Ученые КНР и Германии выяснили, почему стрессовые события запоминаются сильнее нейтральных

Международная группа исследователей из Рурского университета (Германия) и Пекинского педагогического университета (Китай), выяснила, почему неприятные события не только более яркие, но и чаще всплывают в памяти, чем пережитые в спокойном состоянии. Исследование опубликовано в журнале Current Biology.

Известно, что стрессовые ситуации оставляют в памяти более глубокий след, чем периоды спокойствия и удовлетворения. Человек надолго запоминает неудачу на экзамене, но забывает подробности размеренной прогулки в парке в тот же день.

По мнению специалистов, существует два возможных объяснения этому: оба типа событий хранятся в мозгу совершенно по-разному или механизмы памяти в обоих случаях одинаковы, поэтому причина в другом.

Для получения достоверного объяснения был проведен эксперимент с участием 64 добровольцев. Для 33 участников они устроили стрессовое интервью, а 31 доброволец прошел через тот же опыт, но в дружеской и непринужденной атмосфере.

Обеим группам испытуемых показали 24 различных объекта, включая чашку кофе, часы, маркер и другие подобные предметы. Затем исследователи просканировали мозг участников с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Особое внимание было уделено миндалевидному телу мозга, которое связано с формированием эмоций, в частности страха. Оказалось, что участники, подвергшиеся стрессовому интервьюированию, лучше запомнили показанные им предметы и людей, которые с ними разговаривали, чем те, кого интервьюировали спокойно.

Авторы исследования связывают это с особенностями нейронного представительства в мозге человека. Механизмы запоминания стрессовых и приятных событий, по мнению ученых, одинаковы, но первые оставляют больший след в памяти, так как теснее “переплетены” с переживанием сильных эмоций в мозге.

Объекты, сохраняющиеся в памяти в нейтральном состоянии, связаны с гиппокампом (эта часть мозга участвует в обучении), а те, которые вспоминаются во время сильных эмоций, вероятно, — с миндалиной.

Учеными подчеркивается, что для окончательных выводов необходимы дальнейшие исследования. Но уже сегодня есть уверенность, что полученные результаты помогут лучше изучать, а значит, и работать со стрессовыми и травматическими воспоминаниями.