Ученые из Калифорнии выяснили, что диабет стимулирует рак груди, а рак провоцирует диабет

В статье в журнале Nature Cell Biology ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего написали о результатах исследования, где они описали молекулярные механизмы известного явления, согласно которому диабет и рак груди тесно связаны между собой.

Специалистам этот факт известен уже достаточно давно. Медицинская статистика показывает, что у женщин, страдающих диабетом, на 20-27% больше шансов получить опухоль. В свою очередь, вероятность развития диабета начинает увеличиваться через два года после обнаружения рака. Даже если проблема с опухолью была решена, у этих женщин на 20% больше шансов заболеть диабетом через 10 лет. Получается, что диабет стимулирует рак, а рак провоцирует диабет.

В ходе исследования специалисты обнаружили, что клетки рака молочной железы посылают внеклеточные везикулы – микропузырьки, образованные мембранами, которые содержат белки, РНК, липиды и т.д. Это обычный способ общения клеток друг с другом. Но в случае клеток рака у молочной железы везикулы содержат микрорегуляторную РНК-122 (или микроРНК-122). Она не кодирует белки и имеет небольшой размер, но влияет на другие РНК, тем самым регулируя синтез белка.

Везикулы микроРНК-122 достигают инсулин-продуцирующих клеток поджелудочной железы и воздействуют на них так, что они перестают вырабатывать инсулин. Без инсулина уровень сахара в крови повышается, что и нужно опухолевым клеткам, поскольку они потребляют много глюкозы, необходимой им для продолжения деления.

Получается, что если у вас уже есть диабет, то раковым клеткам легче расти, а если рак появился первым, то он воздействует на поджелудочную железу таким образом, что в конечном итоге повышает вероятность развития полноценного диабета. Возможно, что нечто подобное происходит и с другими типами рака, но это нуждается в проверке.

В ходе экспериментов ученые давали мышам с опухолями рака молочной железы препарат, снижающий уровень сахара, и опухоль росла гораздо медленнее. Возможно, нечто подобное следует сделать и для больных раком молочной железы. А женщинам с диабетом в анамнезе необходимо более тщательно следить за состоянием своей груди.