Ученые из Лейпцига обнаружили в компосте фермент, разлагающий 90% ПЭТ за 16 часов

Проблема утилизации ПЭТ (полиэтилентерефталата) очень проблематична, поскольку он практически не разлагается и может храниться сотни лет. А ведь этот полимер используется очень широко: из него делают пластиковые бутылки, текстиль, фольгу и т.д. Отходы ПЭТ составляют 20% всех отходов, производимых в мире.

Исследователи из Лейпцигского университета обнаружили в компостной куче листьев новый высокоэффективный фермент PHL7, который разлагает ПЭТ с недостижимой ранее скоростью.

Ученые исследовали семь различных ферментов, и именно PHL7 оказался самым эффективным. Для сравнения ПЭТ поместили в два контейнера, в один из них добавили новый фермент, а в другой – LCC, открытый в Японии в 2012 году и считающийся на сегодняшний день лучшим в разложении ПЭТ. При одинаковых условиях LCC разложил 45% ПЭТ за 16 часов, в то время как PHL7- 90.

“Таким образом, наш фермент в два раза активнее золотого стандарта среди гидролаз, разлагающих полиэфиры”, — сообщают исследователи.

Ученые продемонстрировали возможность создания замкнутого цикла переработки ПЭТ. Они разрезали пластиковый контейнер на куски размером 3 см на 3 см и поместили их в раствор фермента, нагретый до 60 градусов Цельсия. Через два дня 98,8% ПЭТ растворилось, и из раствора были выделены строительные блоки терефталевой кислоты: выход достиг примерно 85% от теоретического максимума, а чистота – 94%. Свойства полученного нового пластика были сопоставимы с коммерческим аморфным ПЭТ.

“Биокатализатор, разработанный в Лейпциге, оказался высокоэффективным в быстром разложении использованной пищевой ПЭТ-упаковки и подходит для использования в экологически чистом процессе переработки, в котором из продуктов разложения можно получить новый пластик”, — говорят исследователи.