Nature опубликовал статью о возможном механизме эффективности акупунктуры

Международной группой нейробиологов обнаружены механизмы, указывающие на эффективность акупунктуры в определенных областях тела. Исследование было опубликовано в журнале Nature.

Nature опубликовал статью о возможном механизме эффективности акупунктуры

Известно, что акупунктура является традиционной китайской методикой, которая используется для лечения различных заболеваний на протяжении многих тысяч лет. Отмечается, что в последние несколько десятилетий эта практика все чаще используется в западной медицине для лечения различных видов воспалительных процессов.

Группа исследователей, включающая ученых из Гарвардской медицинской школы (США), Фуданьского университета и Китайской академии наук (Китай), изучала нейроанатомическую основу электроакупунктуры. В прошлом году эти же исследователи выдвинули гипотезу, что метод эффективен для области ног, но не для живота. Команда предположила, что за это отвечают сенсорные нейроны, которые присутствуют в задних конечностях, но не в брюшной области.

Чтобы проверить гипотезу, ученые провели серию экспериментов на мышах. И для начала они выявили ряд сенсорных нейронов, отмеченных экспрессией рецептора PROKR2Cre. Как оказалось, в соединительной оболочке, покрывающей сосуды и нервы – фасции – задних конечностей таких нейронов было в три-четыре раза больше, чем в брюшной фасции.

Затем учеными были выведены мыши, у которых отсутствовали эти сенсорные нейроны. Выяснилось, что электроакупунктура не активирует у таких мышей ось блуждающего нерва – надпочечники. В другом эксперименте использовалась световая стимуляция для прямого воздействия на сенсорные нейроны в глубокой фасции задних конечностей грызунов. Эта стимуляция, как и ожидалось, активировала ось блуждающего нерва.

В последнем эксперименте учеными изучено распределение нейронов в задних конечностях и обнаружено, что в мышцах передних конечностей нейронов значительно больше, чем в задних: это приводит к более сильной реакции организма на акупунктуру в передней области. Отмечается, что, хотя работа проводилась на мышах, базовая организация нейронов, скорее всего, схожа у всех млекопитающих, включая человека.

В ближайшем будущем специалисты планируют провести исследование на людях.