Ученые обнаружили, что есть риск распространения чумы Средневековья в Европе

Исследователи из Кильского университета и Института эволюционной биологии им. Макса Планка в Плене (MPI-EB) провели обширное исследование геномов чумной палочки Y. pestis, охватывающее период от неолита до наших дней. Важные выводы исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Ученые обнаружили, что после средневековья данный патоген прошел мутации, в результате чего приобрел профаг YpfΦ. Этот белок способен вырабатывать токсины, аналогичные тем, что присутствуют у других патогенов. Приобретение этого гена существенно повысило патогенность чумы.

Для подтверждения данной теории, исследователи проанализировали останки 42 человек, похороненных между XI и XVI веками. Они выделили гены бактерии и сопоставили их с другими геномными данными из более ранних времен.

Согласно авторам исследования, ранее ученые отмечали, что на начальных этапах своей эволюции у чумного патогена не было необходимой генетической структуры для эффективной передачи через блох, что характерно для современной бубонной чумы. Но со временем Y. pestis приобрел высокую вирулентность, что стало причиной смертоносных пандемий, известных в истории человечества.

Ученые обратили внимание, что это открытие подчеркивает быструю эволюцию Y. pestis, усиливая угрозу пандемий, которую данный патоген продолжает представлять.

Кроме того, с приобретением новых генетических элементов возможно появление новых симптомов инфекции, что затруднит диагностику чумы. Дополнительно, некоторые штаммы возбудителя чумы уже проявляют устойчивость к различным антибиотикам, что увеличивает потенциальную опасность этого заболевания.