Science Advances: календарь майя гораздо старше, чем предполагалось ранее

Ритуальные центры, ориентированные на звезды вдоль побережья Мексиканского залива, появились еще 3100 лет назад.

Новое исследование показало, что ольмеки и майя, жившие вдоль побережья Мексиканского залива, еще 3100 лет назад построили церемониальные центры, ориентированные на звезды, чтобы отслеживать важные дни 260-дневного календаря.

Самое старое письменное свидетельство этого календаря, найденное на раскрашенных фрагментах гипсовой росписи на стоянке майя в Гватемале, датируется периодом между 300 и 200 годами до нашей эры.

Но исследователи давно подозревали, что 260-дневный календарь был разработан на сотни лет раньше среди групп ольмеков побережья Мексиканского залива.

По словам археолога Ивана Шпрайца и его коллег, технология лазерного картографирования с воздуха, называемая обнаружением и дальнометрией света, или лидар, выявила астрономическую ориентацию 415 церемониальных комплексов, датируемых примерно между 1100 г. до н.э. и 250 г. н.э. Большинство ритуальных центров были выровнены по оси с востока на запад, что соответствовало восходам солнца или другим небесным событиям в определенные дни 260-дневного года, сообщают в журнале Science Advances.

Находка указывает на самые ранние свидетельства в Америке формальной календарной системы, которая сочетала астрономические знания с земными построениями. Эта система использовала небесные явления для определения важных дат в течение 260-дневной части полного года.

«260-дневный цикл появился в самых ранних известных монументальных комплексах Мезоамерики и использовался для планирования сезонных церемоний, связанных с пропитанием», — говорит Шпрайц из Исследовательского центра Словенской академии наук и искусств в Любляне.

Некоторые из древнейших церемониальных центров, обнаруженных с помощью лидара, явно принадлежат культуре ольмеков, но другие трудно классифицировать, говорит археолог Стивен Хьюстон из Университета Брауна в Провиденсе, Род-Айленд, который не участвовал в новом исследовании.

Андрей Васильев/ автор статьи