ТАСС со ссылкой на пресс-службу Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) пишет о новом достижении ученых вуза, которые совместно с коллегами из Уфы нашли способ увеличить предел выносливости титанового сплава, необходимого для авиационного двигателестроения.
“Двухфазные титановые сплавы широко используются в авиации и двигателестроении благодаря высокой удельной прочности и коррозионной стойкости. Однако повышение предела их прочности остается актуальной задачей при проектировании и производстве деталях газотурбинных двигателей, таких как лопатки и диски компрессоров, которые испытывают значительные растягивающие нагрузки во время работы”, — говорится в сообщении университета.
Например, двухфазный субмикрокристаллический титановый сплав может применяться для производства деталей газотурбинных двигателей, которые должны работать при высоких циклических нагрузках и температурах от 201 до 351 градуса Цельсия. До сих пор не проводилось исследований усталостной прочности сплава при рабочих температурах. Специалисты Пермского политехнического университета исследовали свойства сплава Ti-6Al-4V, состоящего из алюминия, титана и ванадия, и оценили его инженерные перспективы при максимально возможной для этого сплава температуре 351 градус Цельсия.
По словам исследователей, эксперимент проводился с использованием горячекатаных прутков из сплава Ti-6Al-4V диаметром 20 мм. Их закаливали при температуре 966 градусов Цельсия и отжигали при температуре 676 градусов в течение четырех часов. Затем они были подвергнуты прессованию.
В ходе экспериментов было установлено, что уменьшение зерна в двухфазном титановом сплаве Ti-6Al-4V помогло увеличить его предел выносливости при обычных температурах.