Ученые представили биомеханический взгляд на историю развития коренных зубов человека

6, 12 и 18 лет. В этом возрасте у большинства людей появляются три взрослых моляра или больших жевательных зуба. А у ближайшего живого родственника, шимпанзе, такие же взрослые моляры появляются примерно в возрасте трех, шести и 12 лет. Палеоантропологи давно задавались вопросом, почему у человека молярные зубы появляются именно в этом возрасте, и почему эти возрасты так запаздывают по сравнению с живыми приматами. Исследователи из Университета Аризоны и Университета штата Аризона нашли ответы на эти вопросы.

Одна из особенностей зубов, которая, по мнению исследователей, тесно связана с темпами роста и историей жизни, — это возраст, в котором наши взрослые моляры проходят через линию десны. В течение многих десятилетий эволюционные антропологи использовали очень тесную связь – которая существует у всех приматов – между скоростью появления этих взрослых моляров и общим темпом жизни. Современные люди, например, растут невероятно медленно, имеют продолжительную историю жизни.

“Одна из загадок биологического развития человека заключается в том, как возникла точная синхронизация между появлением моляров и историей жизни и как она регулируется”, — рассказывает Хальска Гловацка, ведущий автор работы и доцент Медицинского колледжа Университета Аризоны в Фениксе.

Для исследования ученые создали трехмерные биомеханические модели черепов, включая места крепления каждой основной жевательной мышцы, на протяжении периода роста почти двух десятков видов приматов, начиная от маленьких лемуров и заканчивая гориллами. В сочетании с подробной информацией о темпах роста челюстей у этих видов, их интегративные модели показали точное пространственное соотношение и временную синхронность каждого появляющегося моляра в контексте растущей и изменяющейся жевательной системы.

Авторы отмечают, что это исследование устанавливает две вещи: оно убедительно демонстрирует, что именно точная биомеханическая связь между растущими лицами и растущими жевательными мышцами приводит к тесной и предсказуемой связи между развитием зубов и историей жизни, и оно показывает, что модели задержки появления моляров у наших видов являются результатом эволюции общего медленного роста в сочетании с короткими челюстями и втянутыми лицами.

Их исследование показало, что сочетание скорости роста челюстей с тем, насколько длинными или выступающими челюсти в конечном итоге станут у взрослых, определяет время появления моляров.

“Это исследование дает новую мощную линзу, через которую можно увидеть давно известные взаимосвязи между развитием зубов, ростом черепа и профилями взрослой жизни”, — делятся ученые.

Исследователи планируют применить свою модель к ископаемым человеческим черепам, чтобы ответить на вопросы о том, когда у наших предков впервые произошла задержка роста челюстей и появление моляров.

Исследование ученых опубликовано в журнале Advances in Science.