Ученые России и Индии создают методику «выключения» метастазирования при раке груди

Московскими учёными совместно с индийскими специалистами изучено и проанализировано поведение гена, который регулирует процесс метастазирования в клетках рака молочной железы. В результате проведённого исследования установлено, как можно «выключить» работу этого гена.

Сообщается, что в ближайшем времени специалисты планируют создать таргентый препарат, который является более безопасным, чем химиотерапия, потому что он может точечно воздействовать на нужные клетки, не повреждая здоровые.

На текущий момент профессионалами проведено обоснование теоретической возможности такой разработки. Исследование об этом в рамках проектов Российского научного фонда (РНФ) опубликовано в журнале Scientific Reports.

Известно, что в регуляции физиологических функций организма значимая роль отводится сигнальным молекулам. Передача информации происходит как на уровне отдельных клеток, то есть внутри них, так и на межклеточном уровне. Сигнальными молекулами, к примеру, являются цитокины. Цитокин TGF-β (или трансформирующий фактор роста бета) контролирует деление, дифференцировку и другие важные клеточные процессы. Он подавляет увеличение опухоли на ранних стадиях, но во время прогрессирования заболевания происходит модификация его сигнальных путей. Раковые клетки в таких ситуациях не подчиняются влиянию цитокина и начинают бесконтрольно делиться.

TGF-β продуцируется ими активнее, влияя на работу «соседей» опухоли: в частности, иммунные клетки, которые должны атаковать раковые, превращаются в особый тип, подавляющий местные воспалительные процессы. Это провоцирует развитие опухоли, и она переходит в агрессивную метастатическую стадию.
Отмечается, что учёными найден механизм подавления активности генов, которые регулируют выработку цитокинов, чтобы предотвратить эти нежелательные процессы. Для этого найдены два белка, которые отвечают за работу гена CCL2. При их выведении из строя нежелательный процесс иммунных и клеточных реакций, ведущий к метастазированию, будет разомкнут.

Следует отметить, что исследование провели учёные из Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Университета Калькутты (Индия).