В назидательной истории для ученых всего мира исследователи представили новый тип гусениц на острове в Финляндии – непреднамеренно выпустив на волю три разных вида, два из которых паразитируют.
Без ведома исследователей, внутри гусениц, чьи движения они надеялись изучить, когда существа превратились в прекрасных бабочек – фритиллари Гланвилла, скрывались паразитические осы, называемые Hyposoter horticola, которые поедают содержимое тела гусеницы, вырываются из ее брюшка и закручивают свои собственные коконы вокруг нее, чтобы окуклиться.
Но, как оказалось, эти паразиты были заражены другим видом еще более мелких “гиперпаразитоидных” ос, называемых Mesochorus cf. stigmaticus, которые убивают более крупных ос и появляются через 10 дней из тела мертвой гусеницы.
Третьим и последним непреднамеренным гостем, живущим внутри гусениц, была одноклеточная бактерия, известная как Wolbachia pipientis, которая переносится самками среди более крупных паразитических ос и делает их более склонными к заражению гиперпаразитоидами.
Сейчас, спустя три десятилетия после их случайной интродукции, все четыре вида каким-то образом все еще выживают на острове Соттунга, на автономном Аландском архипелаге.
В новом исследовании, опубликованном в журнале “Молекулярная биология”, ученые Хельсинкского университета проанализировали генетические изменения у более крупных паразитических ос, чтобы проследить их историческое распространение и развитие на архипелаге Балтийского моря после их случайного появления на Соттунге.
Используя 323 образца, собранные в пяти разных местах Аландии в период с 1992 по 2013 год, они обнаружили, что паразитическим осам на Соттунге удалось выжить, несмотря на то, что их хозяева – бабочки страдают от резких сокращений численности, как правило, из-за засух, которые усиливаются в результате изменения климата.
Ежегодный обзор бабочек на Соттунге показал, что они близки к вымиранию. В то время как на соседних островах обитают бабочки-фритиллары Гланвилла, максимальная дальность полета которых составляет около 7 км, бабочки Соттунги не смогли добраться до них, чтобы размножиться и поддержать их сокращающуюся популяцию.
Но новое исследование показывает, что паразитам ос удалось пережить эти катастрофы в популяциях своих хозяев, прилетев или поймав сильный ветер на ранее необитаемые острова в Аландии и заразив бабочек, которые там живут.
Выяснилось, что на близлежащих островах, где паразитическая оса уже существовала, те, кто прибыл из Соттунги после их случайного выброса, потенциально удерживали эти популяции от вымирания.
Между тем, гиперпаразитоидная оса не столь подвижна, она прибегла к инбридингу и до сих пор отсутствует на некоторых островах Аландии.
Поскольку случайное введение вида предоставило “уникальную возможность”, один из исследователей, доктор Абхилаш Наир, сказал, что в ходе исследования были получены “захватывающие сведения об экологии хозяина и паразитоидов”.
Но ведущий автор, доктор Энн Дюплуи, считает, что исследование может послужить предупреждением для тех, кто планирует повторно ввести исчезающие виды.