Ученые создали сверхтонкую линзу толщиной в три атома

Nano Letters: Ученые создали сверхтонкую линзу толщиной в три атома

Команда ученых из Амстердамского университета в Нидерландах и Стэнфордского университета в США создала тончайшую в мире линзу, толщина которой составляет всего 0,6 нанометра, что эквивалентно трем атомам. Это открытие было опубликовано в научном журнале *Nano Letters*.

Процесс создания линзы включал несколько важных этапов. Исследователи использовали дисульфид вольфрама (WS2), материал с уникальными квантовыми свойствами, который был выбран из-за его способности поглощать и переизлучать свет определенных длин волн. Основное внимание было уделено тому, как этот материал взаимодействует с фотонами. Когда дисульфид вольфрама поглощает фотоны, электроны переходят на более высокий энергетический уровень. В силу своей сверхтонкой структуры отрицательно заряженный электрон и его положительно заряженное “гнездо” в атомной решетке остаются связанными электростатическим напряжением, образуя экситон. Экситоны быстро распадаются, испуская свет, когда электроны возвращаются в свои “гнезда”.

Тончайшая линза состоит из концентрических колец с промежутками между ними и фокусирует свет посредством дифракции, а не преломления. Размер и расстояние между кольцами определяют фокусное расстояние. Специалисты смогли добиться исключительных характеристик своего изделия благодаря точному контролю над этими параметрами.

Эта разработка открывает новые возможности для оптических технологий. Еще одна уникальная особенность линзы заключается в том, что, хотя часть света, проходящего через нее, образует яркую фокусную точку, большая часть светового потока проходит через нее без изменений. Это свойство делает нанолинзы перспективными для применения в технологиях дополненной реальности и других высокотехнологичных сферах.

Таким образом, данное открытие представляет собой значительный прорыв в области нанотехнологий и оптики, расширяя границы возможного и открывая новые перспективы для науки и индустрии.

фото pubs.acs.org