Ученые впервые «остановили» крупный объект, охладив его с помощью обсерватории LIGO

Сообщается, что учёным впервые удалось охладить относительно крупный объект весом в несколько килограммов до его неподвижного основного физического состояния, что позволило провести наблюдение за влиянием гравитационных сил на массивный объект.

Известно, что ранее специалисты переводили в основное состояние лишь небольшие наночастицы. В новом исследовании это удалось сделать для десятикилограммового объекта с помощью гравитационно-волновой обсерватории LIGO.

Специалисты рассказывают, что, если посмотреть на любой предмет, лежащий на столе, он покажется неподвижным для обычного наблюдения, но на самом деле в нём идут интенсивные колебания атомов, то есть идёт физический процесс. Как известно, температура является мерой энергии молекул, а потому она определяет амплитуду внутренних колебаний. Поэтому, если охладить систему из колеблющихся атомов до абсолютного нуля в предмете, он станет полностью неподвижным, то есть система остановится.

Но абсолютный нуль получить нельзя, поэтому существует только основное состояние.

Используя доплеровское охлаждение, ученые смогли опустить температуру системы до семидесяти семи нанокельвинов — очень близко к теоретическому основному состоянию, которое должно быть на уровне десяти нанокельвинов. Учитывая, что до таких температур обычно охлаждают лишь небольшие облака размером в несколько миллионов атомов, удивительно, что у ученых получилось достичь подобного для объекта, состоящего из 1026 атомов.

Подробнее об этом можно прочитать в журнале Science.