Ученые впервые представили молекулярную дорожную карту развития легких

Исследователи составили наиболее полную дорожную карту белкового состава человеческого легкого, дающую более четкое представление о здоровом развитии этого важнейшего органа, который сделал возможной земную жизнь. Исследование было опубликовано в Американском журнале респираторной и реанимационной медицины.

Ученые впервые представили молекулярную дорожную карту развития легких

Исследование, проведенное учеными Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории Министерства энергетики, описывает, как тысячи молекул координировано изменяются в процессе формирования легочной ткани. Ожидается, что полученные результаты послужат основой для дальнейшего изучения формирования и функционирования легких человека.

По данным Американской легочной ассоциации, результаты исследования закладывают основу для прогресса в лечении целого ряда заболеваний, от которых страдают более 35 миллионов американцев. Авторы исследования говорят, что молекулярная карта белков легких поможет врачам понять развитие данного органа. Это должно помочь разработать стратегии помощи недоношенным детям и привести к новым способам изучения регенерации тканей у взрослых. К распространенным заболеваниям легких относятся астма, пневмония, эмфизема, хроническая обструктивная болезнь легких или ХОБЛ, легочный фиброз и COVID-19.

“Мы изучили белки на ранней стадии развития и посмотрели, как они меняются по мере развития органа. – рассказывает исследователь PNNL Джереми Клэр. –  Идея заключалась в том, чтобы узнать о развитии таких вещей, которые мы не видели в предыдущих биомедицинских исследованиях.  Эти исследования, в основном полученные на животных, рисовали часть картины, но полученные нами данные дают представление о ранее неизвестных деталях”.

Известно, что легкие – это сложный орган, состоящий примерно из 40 типов клеток, а белки являются двигателем большинства клеточных процессов. Исследователи проанализировали состав белков и молекулярное созревание в легочной ткани почти 50 доноров в возрасте от рождения до 8 лет. Ученые выявили и измерили 8 938 белков.

Команда обнаружила, что иммунная система в легких продолжает развиваться в течение многих лет после рождения. Хотя ученые знают, что иммунная система развивается на протяжении всей нашей жизни, степень изменений в легких в детском возрасте удивила исследователей. Это долгожданное событие, поскольку легкие являются одним из основных путей проникновения патогенных микроорганизмов в организм на протяжении всей жизни.

Исследование вносит больше ясности в развитие легких. Например, хотя было известно, что развитие легких продолжается после рождения, исследование более точно показывает, когда следует ожидать дальнейших стадий развития.

По словам Клэр, специалисты здравоохранения смогут использовать карту белков для диагностики различных заболеваний легких, а также для оценки нарушений и заболеваний легких у взрослых. Данные исследования находятся в открытом доступе на сайте Lungmap.net.