ДНК из пещеры в Испании помогла идентифицировать следы нескольких волн миграций древних людей

В Российском научном фонде объявили о важном открытии отечественных и зарубежных специалистов. Ученые — антропологи впервые получили и произвели расшифровку ядерной ДНК неандертальцев. ДНК была взята с камней, которые находились в пещере, где жили и вели быт древние люди.
Новый способ применили к предметам неандертальцев из 3 пещер: Чагырской и Денисовской (Горный Алтай) и грота в заграничной Атапуэрке — группе памятников, принадлежащих к эпохе раннего палеолита, которые находятся на севере Испании.

Исследователи считают, что миграционные волны возникали по причине резких климатических изменений, происходивших более 100 000 лет назад. Таким образом ученые поняли, что заселение Европы и Азии осуществлялось в несколько разных временных этапах.
После того как ученые изучили ДНК, то выяснили, что неандертальцев было два вида, которые оказались не связаны друг с другом по генетическим линиям.

Дальнейшее исследование неандертальской ДНК показало, что их популяция были довольно невелика. Это оставляет открытым вопрос о причине исчезновения неандертальцев. Специалисты так и не пришли пока к общему мнению о том, по какой причине это произошло: в результате технологического отставания от кроманьонцев или все же из-за генетического вырождения и резкого изменения климата.
За прошедшие десять лет палеогенетики смогли восстановить лишь 23 генома древних представителей Homo – 18 неандертальцев, четырех денисовцев и одного гибрида между ними. На основании такого небольшого объема данных выяснить что-либо о причинах вымирания неандертальцев является достаточно трудной задачей.

4 года назад специалисты обнаружили возможный выход из этой ситуации. В ходе анализа образцов грунта из Денисовой пещеры, палеогенетики нашли фрагменты неандертальской ДНК. Их исследование помогло доказать, что Homo neanderthalensis заселили пещеру позже денисовцев.

Такой же принцип специалисты попытались применить для изучения того, как менялись популяции неандертальцев, живших в разных пещерах Евразии, чтобы узнать, взаимодействовали ли они между собой и каким образом происходило изменение доисторического население Европы и Алтая в разный период.

Ученые надеются, что в будущем поиски и возможные находки новых образцов ДНК смогут прояснить данный вопрос. Если на него получится получить ответ, специалисты серьезно подойдут к выяснению причин столь скорого исчезновения всех видов неандертальцев незадолго до конца периода оледенения.

Ангелина/ автор статьи