Ученые выяснили, что бабуины позаимствовали треть своих генов у своих двоюродных братьев

Новый генетический анализ диких бабуинов в южной Кении показал, что большинство из них несут в своей ДНК следы гибридизации. В результате инбридинга около трети их генетического состава состоит из генов другого, близкородственного вида.

Исследование проводилось в районе Национального парка Амбосели в Кении, где желтые бабуины иногда встречаются и смешиваются со своими соседями – бабуинами Анубиса, живущими к северо-западу.

Исследователи наблюдали за этими животными почти ежедневно с 1971 года, отмечая, когда они спаривались с чужаками и как потомство развивалось в течение их жизни в рамках проекта Amboseli Baboon Research Project, одного из самых продолжительных полевых исследований диких приматов в мире.

Желтые бабуины имеют желто-коричневый мех с белыми щеками и нижней частью тела. У бабуинов анубиса мех зеленовато-серый, а у самцов – мохнатые гривы вокруг головы. Хотя это разные виды, разошедшиеся 1,4 миллиона лет назад, они могут скрещиваться между собой там, где их ареалы пересекаются.

По всем признакам, потомство от этих союзов получается прекрасным. Пятьдесят лет наблюдений не выявили четких доказательств того, что гибриды живут хуже своих собратьев. Некоторым даже повезло больше, чем ожидалось: бабуины, несущие в своем геноме больше ДНК анубиса, быстрее созревают и формируют более прочные социальные связи, а самцы более успешны в завоевании партнерш.

Но новые генетические результаты, опубликованные в журнале Science, говорят о том, что внешность может быть обманчива.

По словам профессора Университета Дьюка Дженни Танг, которая руководила проектом вместе со своими аспирантами Таурасом Вилгалисом и Ариэлем Вогелем, исследование проливает свет на то, как сохраняется видовое разнообразие на Земле даже при размытых генетических границах между видами.

Межвидовое спаривание удивительно распространено среди животных, говорит Фогель, кандидат наук в Программе генетики и геномики Университета Дьюка. От 20 до 30 процентов человекообразных обезьян и других видов приматов скрещиваются между собой и смешивают свои гены с другими.

Даже современные люди несут в себе смесь генов от ныне вымерших родственников, отмечает ученый. От 2 до 5% ДНК в наших геномах указывают на гибридизацию с неандертальцами и денисовцами, древними гомининами, с которыми наши предки встречались и спаривались во время миграции из Африки в Европу и Азию. Эти связи оставили генетическое наследие, которое сохраняется и по сей день, влияя на риск депрессии, образования тромбов, даже табачной зависимости или осложнений от COVID-19.

Исследователи хотели понять возможные издержки и преимущества такого генетического смешения у приматов, включая человека. Но современные люди перестали скрещиваться с другими гомининами десятки тысяч лет назад, когда вымерли все виды, кроме одного – нашего собственного. Однако дикие бабуины Амбосели позволяют нам изучать гибридизацию приматов, которая все еще продолжается.

Исследователи проанализировали геномы около 440 бабуинов Амбосели, охватывающие девять поколений, в поисках фрагментов ДНК, которые могли быть унаследованы от иммигрантов из племени анубисов.

Они обнаружили, что все бабуины в бассейне реки Амбосели на юге Кении сегодня представляют собой смесь, причем ДНК анубисов составляет в среднем около 37% их геномов. Некоторые из них ведут свое происхождение от анубисов благодаря скрещиванию, которое произошло относительно недавно, в течение последних семи поколений. Но почти у половины из них скрещивание произошло гораздо раньше, сотни или тысячи поколений назад.